Домой Газета Здесь род мой, здесь корни мои!

Здесь род мой, здесь корни мои!

В Ивановском районе состоялась краеведческая конференция среди школьников. Думаю, многие со мной согласятся, что человек должен знать историю своей деревни, города, страны. А также было…

В Ивановском районе состоялась краеведческая конференция среди школьников.

Думаю, многие со мной согласятся, что человек должен знать историю своей деревни, города, страны. А также было бы интересно узнавать новые факты, анализировать события, которые повлияли на развитие нашего родного населенного пункта.

Историю Ивановского района изучают школьники нашего муниципалитета. Итогами своей работы они делятся на краеведческой конференции.

Значимое событие для школьников

В этот раз на краеведческие чтения было представлено восемь работ учащихся Михалевской, Куликовской, Богородской, Подвязновской, Богданихской, Коляновской, Новоталицкой и Озерновской школ. Исследования были посвящены истории сел, деревень, заброшенных храмов, вкладу земляков в победу в Великой Отечественной войне. Оценивало участников жюри, в состав которого вошли начальник районного управления образования Светлана Горнушкина, заместитель директора Института гуманитарных наук по образовательной деятельности, доцент кафедры истории России Ивановского государственного университета Ирина Комиссарова, заведующий муниципальным методическим центром Любовь Агафонова, заместитель директора районного Центра дополнительного образования Марина Воробьева, заведующая организационно — массовым отделом ЦДО Елена Власкина, главный специалист управления образования Александр Тараканов и методист муниципального методического центра Ольга Дроботухина.

Районная краеведческая конференция прошла в онлайн-формате. Участников мероприятия приветствовала начальник управления образования администрации муниципалитета Светлана Горнушкина.

«Краеведческая конференция – значимое событие для интеллектуально одаренных школьников Ивановского района. По ее итогам мы выберем работы, которые будут отправлены на областной этап.  Хотелось бы, чтобы они оказались в числе лучших и на региональном уровне», — сказала она.

Далее ребята представили свои работы и ответили на вопросы жюри.

Святые места

Сразу несколько исследований было посвящено святым местам Ивановского района. Ученики седьмого класса Михалевской школы Дарья Прохорова, Иван Гомозов и Егор Тимофеев представили работу «Дорогой к заброшенному храму». Они рассказали, что тема исследования возникла не случайно. Во время одной из велопрогулок в нескольких километрах от села Михалево  они случайно увидели  заброшенную церковь.

— Нам  удалось войти внутрь храма. Также на бетонной дороге, неподалеку от храма, мы нашли указатель «д. Кулиги», но самой деревни не увидели. Тогда появилось много вопросов. Что за деревня, которой нет? Что это за храм? Видимо иногда здесь проводят службы, но для кого? Мы решили изучить историю этого места, — добавили школьники.

Они выяснили, что Церкви Смоленской иконы Божией Матери в Кулигах уже более 150 лет. Официально храм закрыт по решению облисполкома в 1941 году, однако продолжал работать. Рядом была построена сторожка, в которой проживала женщина с ребенком. Они ухаживали за храмом, помогали в проведении служб.

В настоящий момент храм заброшен. На стенах остались части старых икон. Школьники увидели современные иконы и предположили, что в храме иногда проводится служба, а в будущем здание, возможно, восстановят.

Исследование на тему «Краеведческая тропа. Забытая часовня» представили учащиеся Богородской школы Александр Колтеленков, Ксения Плаксина, Илья Костин и Максим Шильке. Семиклассники рассказали, что разрабатывали новые маршруты по селу для того, чтобы ученики школы могли исследовать новые уголки населенного пункта, и случайно узнали о существовании заброшенной часовни. В книге ивановского краеведа Александра Тихомирова они прочитали, что на месте часовни стоял деревянный храм святого Николая Чудотворца. Но храм сгорел, и в середине XIX века построили каменную часовню. Ее историю не понаслышке знают местные старожилы, с которыми ребята пообщались.

Ученик Куликовской школы Сергей Воробьев в своем исследовании затронул судьбу церкви Иоанна Предтечи в селе Сидоровское. Он выяснил, что храм был построен в конце 18 века. В стенах его были крещены Щербаковы — владельцы крупного хлопчатобумажного производства в Кохме, дожившего до наших дней. Храм был закрыт в марте 1930 года на основании решения облисполкома. В июле того же года здание передали колхозу под ссыпной пункт зерна и картофеля. Колокольня и ограда были разрушены, фрески внутри храма — уничтожены.

В 2010 году епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф (ныне — митрополит) назначил настоятелем прихода игумена Иллариона (сейчас — епископ Кинешемский и Палехский). Батюшка нашел благотворителей, которые взяли на себя труд по восстановлению храма. Самым главным событием 2012 года стало освящение и подъем на колокольню шпиля с крестом.

От прошлого к современности

Анализу событий прошлого посвятили свое выступление ребята из четырех школ Ивановского района.

Ученики десятого класса Подвязновской школы Ксения Калимулина и Александр Морозов в своей работе «К истокам малой Родины» затронули историю родного села. Они рассказали об одном из старейших населенных пунктов Ивановского района — деревне Большое Подвязново, которому, по данным краеведов, около 250 лет. Из источников ребята узнали о семьях, которые в ней жили, о численности населения, достатке жителей, развитии сельского хозяйства в период Советского Союза.

Учащаяся Коляновской школы Ксения Кукуева обратилась к страницам истории Учхоза ИСХИ. Она отметила, что учебное хозяйство (учхоз) было основано в 1929 году на месте старинных охотничьих угодий в Иванове на московском шоссе с целью снабжения города молоком и другой сельскохозяйственной продукцией.

— Здесь были также построены бараки и баня, коровник, конюшня, свинарник, лесопилка, скотобойня, магазин и столовая (она же служила клубом, в котором показывали фильмы). С передачей хозяйства институту была возведена небольшая начальная школа. Детворы было много, поэтому организовали и ясли-сад, — подчеркнула Ксения.

Ксения Кукуева из Коляновской школы рассказала историю Учхоза, а также представила уникальные фотографии

Она добавила, что учхоз стал успешным и перспективным хозяйством, специализировался на производстве молока, племенного молодняка и семян картофеля, обеспечивал Ивановскую область и соседние регионы высококачественной сельскохозяйственной продукцией. Он являлся учебной и научной базой ИГСХИ — здесь сотни студентов приобретали опыт работы в сельском хозяйстве. Однако сейчас Учхоз — это разрушенное хозяйство, на месте которого стоят коттеджные поселки.

Представительницы Богданихской школы Анна Кораблева и Татьяна Абрамова посвятили работу осуществлению в Ивановском районе крестьянской политики в первой половине 1930-х годов. Они подробнее рассмотрели период раскулачивания и процесс коллективизации.

Не менее интересным было исследование и Дарьи Трифоновой из Новоталицкой школы, которая рассказала о вкладе земляков-тружеников тыла в победу в Великой Отечественной войне. Работа ее построена на воспоминаниях учителя Анисьи Лобазовой, врача Галины Кочетковой, которая лечила ослабленных детей.

Подробнее Дарья рассказала о Валентине Васильевне  Смирновой — труженице тыла, которая в годы войны работала в колхозе «Верный путь» деревни Анкудиново.

Ученица Озерновской школы Диана Вострикова обратилась к современности: она исследовала  демографическую ситуацию в родном населенном пункте. Девятиклассница подчеркнула, что село не является стареющим, так как в возрастной структуре преобладает трудоспособное население и прослеживается рост детского населения. В настоящий момент демографическая ситуация в Озерном стабильна.

По итогам краеведческих чтений победителем стала Ксения Кукуева (Коляновская школа). Второе место заняли ученицы Богданихской школы Татьяна Абрамова и Анна Кораблева, третье — Дарья Трифонова из Новоталицкой школы. Эти исследования будут направлены на областные краеведческие чтения.

Алена КОРОЛЕВА