Домой Газета Не уступая рыцарям

Не уступая рыцарям

Атмосферу средневековой Руси воссоздали в Ивановском районе В этом году участникам и гостям фестиваля исторической реконструкции «Кречет», который ежегодно проходит в Ивановском районе, сильно не…

Атмосферу средневековой Руси воссоздали в Ивановском районе

В этом году участникам и гостям фестиваля исторической реконструкции «Кречет», который ежегодно проходит в Ивановском районе, сильно не повезло с погодой. Несмотря на середину августа, в субботу, когда развернулась основная часть фестивальной программы, лил по-осеннему холодный дождь. Однако седьмой по счету «Кречет» все-таки состоялся. И некоторые поединки, несмотря промозглые +13, оказались по-настоящему жаркими.

«Погода, конечно, подвела, но зато так ближе к исторической действительности», – шутили организаторы. Фестиваль традиционно развернулся в окрестностях деревни Иневеж. И если для гостей «Кречет» – это показательные выступления, веселые конкурсы и классные фотографии, то для самих участников клубов исторической реконструкции – настоящее испытание на прочность. Все три дня, что проходит фестиваль, они живут в палаточном лагере – без электричества, телефонов, отопления и других благ цивилизации. Погода октябрьская, дрова сырые, одежда быстро промокает насквозь, а высушить ее негде – такие условия отсеивают всех, кто относится к исторической реконструкции как к мимолетному развлечению. В строю остаются только люди, по-настоящему неравнодушные к истории родной земли.

От Калки до Угры

Это был уже седьмой по счету фестиваль. Интересно, что в прежние годы он был мультивековым, то есть в одном строю могли стоять воины разных эпох. В 2019 году фестиваль решили посвятить более конкретному историческому периоду – Развитое Средневековье, с XIII по начало XV века. Это время, которое связывается с монголо-татарским нашествием – от битвы на Калке до стояния на Угре. В слете приняли участие только те объединения и организации, которые специализируются на реконструкции костюма, вооружения, доспехов и снаряжения Руси и сопредельных стран именно этого исторического периода.

Кроме участников из Ивановской области, были клубы из Владимира («Стольный град») и Ярославской области («Залесье», город Переславль-Залесский).

Поединки и квест

«Кречет» открылся в субботу, 9 августа. На церемонии открытия участники клубов организовали для зрителей показательные выступления – короткие зрелищные поединки в доспехах. Кроме того, в первый день организаторы провели новый для фестиваля формат – квест для подростков. Ребята проверяли свое знание истории и ориентировались по карте, проявляя находчивость и смекалку в поисках сундука. Планировалось, что квест повторят и на второй день фестиваля, но в планы вмешалась погода, и под холодным дождем поиски сундука для детей из школьных лагерей решили не устраивать.

В торжественной церемонии по случаю открытия «Кречета» принял участие глава района Сергей Низов. Участники военно-исторических клубов, которые прилагают много усилий для того, чтобы люди знали и не забывали нашу историю, получили благодарственные письма. Дмитрию Моклецову, координатору фестиваля и руководителю военно-исторического клуба «Мономах» (Ивановский район), вручена памятная медаль «90 лет Ивановскому муниципальному району».

Тяжелее, чем кажется

Основная часть программы фестиваля была запланирована на второй день. В этот день в лагерь прибыло больше всего гостей. Для них организовали показательные выступления бойцов, мастер-классы, конкурсы. Самые решительные попробовали примерить средневековые русские доспехи и даже помериться силами как с другими «гражданскими», так и с воинами исторических клубов. На один из таких поединков отважно вызвался мальчик лет десяти Егор. «Я занимаюсь рукопашным боем, – так вот выстоять три минуты тут намного сложнее, чем у нас на тренировках, – поделился он впечатлениями с «Нашим словом». – Шлем очень тяжелый и закрывает обзор, а копье (Егору дали попробовать себя в бою с рогатиной – старинное оружие в виде копья с длинным древком – прим. Е. К.) – длинное, тяжелое, оно перевешивает, с ним очень трудно маневрировать и наносить удары, попадать по голове. Но очень интересно».

«Мы на этом фестивале в первый раз и, даже несмотря на ужасную погоду, нам очень нравится, – добавляет тетя Егора Наталья, жительница Иванова. – Очень любопытно, много впечатлений для детей, да и для взрослых тоже. Здорово, что есть люди, которые сохраняют нашу историю и помогают представить ее наглядно, понятно, увлекательно».

Неубиваемые бойцы

Сражения, проводимые на «Кречете», делятся на две группы: для зрителей и для участников. Первая группа – это короткие показательные выступления, демонстрирующие бой в разных условиях. Например, в этом году гостям «Кречета» показали сражение на двух ладьях (деревянные борта условных лодок выстроили на земле) и в условиях ограниченного пространства – на помосте, который исполнял роль моста через ров. Вот на бой выходят бойцы в полных доспехах: миндалевидные и круглые щиты, мечи, топоры. Вот в бой включается лучник со стрелами. А вот на подмогу закованным в доспехи воинам выходят горожане с рогатинами.

«У нас существуют определенные правила, – рассказывает командир тейковского клуба исторической реконструкции «Восток» Антон Осминин. – В частности, оговаривается, как можно наносить удары, а как нельзя, когда участник считается убитым и должен прекратить биться». Те бойцы, что в бою условно убиты, должны присесть до конца боя. Иногда новички, не зная правил, ведут себя как «неубиваемые», улыбается Антон.

Не уступали рыцарям

Впрочем, «неубиваемые» бойцы среди воинов тех времен действительно были, рассказывает участник клуба исторической реконструкции «Русская дружина» Дмитрий Осетров. «Русские воины в полных доспехах не уступали рыцарям, наши мечи – японским катанам, а русская дружина – это вообще маленький танк, – говорит он. – Опытный боец, который с 12-15 лет занимался только войной, если доживал, скажем, до 30, то становился боевой машиной. В полных доспехах он был практически неуязвим». Раны в боях были редким явлением: бойцы либо выходили из боя без серьезных травм, либо погибали. Если же кто-то получал рану, то это фактически означало смертельный исход, потому что антибиотиков не было, любая инфекция могла стать смертельной.

Мы представляем средневековую жизнь по книгам и фильмам, а ими порождено много исторических мифов, говорят участники клубов исторической реконструкции. «Например, кто-то считает, что меч Александра Невского весил 12 кг. Однако мечи того времени, обнаруженные при раскопках, весят не больше полутора килограммов, – говорит Дмитрий Осетров, демонстрируя на «Кречете» работу походной кузницы. – И даже с мечом такого веса предельно трудно вести бой больше 15 минут». Затяжные бои по 3-4 часа, а то и дольше, – исторический миф, подкрепленный только кинематографом, говорят участники фестиваля. Историки полагают, что бой длился не более 10-15 минут и был волнообразным: наскок кавалерии, удар, отскок. Продержаться дольше 15 минут в доспехах, которые весили килограммов 20, было сложно. «А под доспехи многие надевали еще и кольчугу. Плюс вес оружия. Это под 40 килограммов в сумме», – рассказывает Дмитрий Осетров.

Дирхемы и гривны

Несмотря на то, что в этом году в одном бою не сходились воины разных эпох, определенная доля исторической условности, которая всегда очень нравится зрителям, конечно, была. Так, неподалеку от «русских» шатров можно было увидеть походный быт татар. Его продемонстрировали гости из Ярославской области – клуб «Залесье» (город Переславль-Залесский). Интересно, что неподготовленному человеку трудно обнаружить принципиальную разницу. Похожий шатер, посуда, одежда, вооружение. Период, который в учебниках называется татаро-монгольским игом, характеризовался в нашей истории активным заимствованием культуры, деталей быта завоевателей.

Из-за непогоды на «Кречете» не состоялись мастер-классы по старомонгольской письменности и чеканке монет, которые планировал провести клуб из Переславля-Залесского. Однако для «Нашего слова» командир «Залесья» сделал исключение. «Берем металлическую заготовку, расплющиваем, бьем плоской стороной, вырезаем», – показывает Егор Богданов. На наших глазах получается монетка, подобная дирхему образца XIII века. Таким же образом в клубе из Ярославской области чеканят новгородскую и киевскую гривну. «Сейчас отрабатываем силу удара, постановку руки», – говорит Егор.

Кстати, любопытно, что и сколько стоило на Руси. Например, топор, с которым можно было идти в бой, стоил 40 копеек, рассказывает Дмитрий Осетров из «Русской дружины». А на 1 копейку семья в XIII веке могла прожить две недели…

Одежда и еда

Кроме «войны», на «Кречете» традиционно демонстрируют и мир: посуду, одежду, предметы обихода. «Я участвую в фестивале второй раз, а исторической реконструкцией занимаюсь ровно год, – рассказывает девушка из «Русской дружины» (Лежневский район) Евгения. – В прошлом году приезжала с друзьями, мне тут безумно понравилось, и меня заразили этим увлечением! Осваиваю ткачество». Ткут девушки аутентичными способами – с помощью иглы, станка по типу старинного, бердо.

А еще женщины традиционно занимаются в лагере приготовлением еды. Делают это, конечно, на костре. «Ни макарон, ни риса, ни картошки у наших предков не было, – рассказывают участники фестиваля. – Основой питания было зерно – злаки и хлеб (жито). Вторым хлебом была не картошка (она появилась только в XVIII веке, а в повсеместное употребление вошла еще позднее), а репа. Еще ели мясо, ловили рыбу».

Завершился фестиваль в воскресенье, 11 августа. «Конечно, из-за погоды пришлось внести некоторые коррективы в программу, – отмечает организатор фестиваля Дмитрий Моклецов. – Но, несмотря ни на что, «Кречет» все-таки состоялся. Спасибо администрации района за помощь в обеспечении лагеря водой и дровами». По словам Дмитрия, когда-то он задумал этот слет для того, чтобы люди могли не только изучать историю по учебникам, но и увидеть ее своими глазами. «Учебники меняются каждые 15-20 лет, а история остается неизменной», – говорит Дмитрий Моклецов. Выполнять эту большую и важную задачу «Кречету» однозначно удается.

Отзывы гостей «Кречета»

Елена, г. Иваново:

Я впервые на этом фестивале, очень хорошие впечатления. Очень хочется приехать на следующий год всей семьей. Организаторы делают большое дело – сохраняют историю и помогают молодежи загореться ее изучением.

Наталья, г. Иваново:

Мне кажется, было бы здорово на следующий год организовать на фестивале торговлю украшениями, стилизованными под старину, одеждой с русскими орнаментами. Если будет хорошая погода и фестиваль соберет побольше гостей, эти вещи будут пользоваться спросом.

Алексей, г. Кострома:

Почти случайно попал на этот фестиваль – за компанию с друзьями, к которым приехал в гости в Иваново – и под большим впечатлением. Жалко, что уже не так молод, как хотелось бы, а то бы тоже с удовольствием принял участие в каком-нибудь поединке. Очень интересно изучать средневековые доспехи, оружие – ну где еще такое увидишь?

Евгения КОЧЕТКОВА