Домой Газета Ивановскому аэроклубу исполнилось 90 лет

Ивановскому аэроклубу исполнилось 90 лет

Летный сезон в аэроклубе закрыт, но будет новый

Место, где летать может тот, кто, казалось, не будет даже ходить. Место, где пилотировать самолет способен самый обычный человек. Место, где поднимаются над землей и своими возможностями, — все это об ивановском авиационно-спортивном клубе, которому в ноябре 2021 года исполнилось 90 лет.

Летный сезон-2021 аэроклуб в Ясюнихе завершил, но готовится к новому, продолжая свою уже почти вековую историю.

Первые самолеты ивановцы покупали на свои

Аэроклуб, который сейчас базируется на аэродроме в Ясюнихе, начал свое существование в 1931 году. Тогда он находился в северной части города Иваново, в районе завода «Автокран». Постепенно потребовалось больше места, и аэроклуб перебрался в Ивановский район, в Ясюниху.

Интересно, что самолеты У-1, на которых летали первые курсанты, им приходилось приобретать на собственные деньги: летали буквально на энтузиазме и из любви к небу. Взлетную площадку, ангар для техники, авиаремонтную мастерскую тоже строили своими силами. Первый выпуск курсантов Ивановского аэроклуба состоялся в 1932 году.

Аэродром в Ясюнихе — ровесник войны

Новый этап для аэроклуба начался в 1941 году. Именно тогда для клуба стал новым домом аэродром «Ясюниха». Получается, аэродром в Ясюнихе — ровесник войны, ему 80 лет.

В войну ивановские летчики и авиатехники стали участниками Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года на аэродроме был сформирован «716-й авиационный полк ночных бомбардировщиков», ставший впоследствии боевой частью ВВС Карельского фронта. С осени 1941 года по декабрь 1944-го полк произвел около 20 тысяч дневных боевых вылетов и три тысячи ночных.

Девятнадцать воспитанников Ивановского аэроклуба в ходе Великой отечественной войны стали Героями Советского Союза.

Имени Маресьева?

Периодически обсуждается, что аэродром в Ясюнихе мог бы носить имя Алексея Маресьева, потому что легендарный летчик восстанавливал свои летные навыки после ампутации обеих ног именно у нас.

Из воспоминаний Маресьева: «Я ждал-ждал, не дождался Потом меня вызывает майор Ширяев и говорит, что командующий направляет вас в ЗАП в Иваново. Я спрашиваю:

— В истребительный?

— Да-да.

Я бросил все и стал готовиться. Поехал в Иваново…»

С марта по июль 1943-го человек, историю которого мы знаем благодаря «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, пробыл в Иванове в составе 6-й запасной авиабригады, занимая должность помощника командира эскадрильи 14-го запасного истребительного авиаполка.  Говорят, именно здесь его прозвали пижоном — за ботиночки, надетые на протезы.

«Я благодарен маленькому досаафовскому аэродрому города Иваново, где я снова обрел крылья», — писал Герой Советского Союза.

Первый рекорд мира

После окончания войны в Ивановском аэроклубе вновь началась мирная жизнь. Ивановские парашютисты стали выполнять «затяжные» прыжки с построением групповых фигур в небе. Первый мировой рекорд, установленный ивановцами, принадлежал Нине Трушкиной. Ее последовательницей стала сестра — Валентина Трушкина.

Кроме того, ивановский аэроклуб стал настоящей кузницей мастеров спорта. Первыми из них стали инструкторы Маргарита Смирнова и Верлен Панов, спортсмены Виталий Архангельский, Борис Лавров, Рейнгольд Милованов, Виктор Баннов, Евгений Моторин. Ивановская парашютистка Лариса Корычева в 1982 году стала абсолютной чемпионкой мира среди женщин по парашютному спорту. Заслуженный мастер спорта Альбина Дюжова — чемпионка и неоднократная рекордсменка мира по парашютному спорту — также прославила Иваново.

Авиамодель в воздухе

Развивался в аэроклубе и авиамодельный спорт. Авиамоделист Лев Секирин стал рекордсменом мира — его модель с поршневым микродвигателем парила в воздухе более четырех часов. Двукратный победитель международных соревнований по авиамодельному спорту Владимир Еськин, мастер спорта международного класса Вадим Примас стали известны далеко за пределами Иванова.

Многие летчики Ивановского аэроклуба в разные времена становились мастерами спорта. Среди них Николай Поздин, Станислав Евдокимов, Николай Лаптев, молодые летчицы Александра Сальникова, Валентина Серова и Галина Соловьева, принимавшая участие в международных соревнованиях в качестве члена сборной СССР. До сих пор работает в клубе мастер спорта Советского Союза Сергей Бут. Начальник аэроклуба Владимир Николаев имеет звание мастера спорта России и сам продолжает готовить летчиков-курсантов.

Кроме того, ивановский аэроклуб известен как сильная школа высшего пилотажа. В частности, Александр Кротов и Антон Беркутов стали членами сборной команды России по высшему пилотажу.

Два самолета

Сейчас ивановский аэроклуб — это место, где взлететь может даже человек с совершенно земной профессией: допустим, инженер или менеджер по продажам. Для всех желающих организуют обзорные полеты с видом на окрестности, экстремальные полеты с выполнением фигур пилотажа, прыжки с парашютом. Те, кто хочет, проходят обучение по программам «Парашютист-спортсмен», «Пилот-любитель», «Летчик-спортсмен». То есть получить навыки пилотирования благодаря аэроклубу могут все, и для этого не надо идти в летное училище и полностью менять жизнь.

Из проблем, которые сейчас актуальны для клуба, главная, конечно, финансовая. Раньше в клубе были десятки самолетов, но время идет и не щадит технику. Сейчас в эксплуатации всего два самолета, и оба старенькие — ЯК-18т и Як-52. Пилотажный ЯК-52 в воздухе с восьмидесятых, он старше многих своих пилотов. Как рассказывают в аэроклубе, государство сейчас их деятельность и деятельность аналогичных клубных объединений не финансирует.

Ивановский аэроклуб — это место, где взлететь может даже человек с совершенно земной профессией

В советские времена государство выделяло деньги на обучение летчиков-спортсменов, подготовку  спортсменов-парашютистов, а также на ремонт авиационной техники. Сейчас ни на федеральном, ни на региональном уровнях ничего подобного нет. То есть клуб обеспечивает  себя сам. Но даже при совсем не маленьких для спортсменов и любителей ценах на полеты и прыжки (например, летный час стоит 17-18 тысяч рублей для пилотов-любителей и 18-19 тысяч для летчиков-спортсменов) денег на ремонт авиационной техники не хватает. Не говоря уже о покупке новой: авиация — дело очень затратное. «То есть техника у нас есть, но она требует ремонта, а ремонт — больших расходов», — объясняют в аэроклубе.

Что будет после того, как закончится ресурс у тех двух самолетов, что находятся в рабочем состоянии сейчас, пока непонятно. Очень хочется верить, что ясное, как летная погода, будущее, у аэроклуба с 90-летней историей все-таки есть.

Евгения КОЧЕТКОВА