В номере газеты «Наше слово» от 3 сентября мы рассказывали о педагогической конференции, которая состоялась в преддверии нового учебного года. На ней были подведены итоги за предыдущий период и намечены задачи на ближайшее будущее.
На педагогической конференции выступила начальник управления образования администрации Ивановского района Екатерина Шибанова. Завершая свой доклад, Екатерина Сергеевна отметила, что главная задача — вовлечь подрастающее поколение в проекты и программы, направленные на профессиональное, личностное развитие и патриотическое воспитание. Об этом говорили и другие участники педконференции. В их числе была директор Коляновской средней школы Светлана Гущина, которая рассказала о системе работы по повышению качества образования. Особое внимание она обратила на достижения учреждения и его учеников.
Первая среди сельских школ
Светлана Гущина подчеркнула, что о понятии «высокое качество образования» рассуждают по-разному. Расшифровывая его, ученики считают, что речь идет о глубоких знаниях по предметам, успешной сдаче экзаменов. Родители говорят, что понятие напрямую связано с профессионализмом педагогов, оснащением школы необходимым оборудованием. Для учителей высокое качество образования — это индивидуальный подход к детям, реализация творческого потенциала педагога и грамотное руководство учреждения.
Светлана Гущина добавила, что в школе созданы все необходимые условия. Это учебные кабинеты с необходимым оборудованием, «Точка роста» для занятий исследовательской и проектной деятельностью, учебно-методические, информационные и цифровые ресурсы.
Также образовательное учреждение на 100% обеспечено кадрами. Все учителя совершенствуют свое мастерство, проходят курсы повышения квалификации, участвуют в конкурсах «Педагог года», «Мой лучший урок», «Лучший мастер-класс».
— Задача учителя — вызвать интерес к изучаемому предмету, применять в процессе обучения современные технологии, что позволяет формировать у ребят готовность к освоению нового, эффективно работать с потоками различной информации, проектировать свою деятельность, — отметила Светлана Гущина.
Она напомнила, что в школе ведется работа с одаренными детьми — как индивидуально на уроках, так и во внеурочное время. Повышению результатов обучения способствует участие в объединениях дополнительного образования.
Директор Коляновской средней школы подчеркнула, что показателем качества образования являются результаты независимой итоговой аттестации выпускников. Так, в этом году в образовательном учреждении есть 100-бальные результаты на ЕГЭ. 25 выпускников поступили в вузы. 21 из них будет обучаться на бюджете в высших учебных заведениях Иванова и Москвы, а также в Нижнем Новгороде.
— Некоторое время назад состоялся областной форум директоров, где подводились итоги работы за 2024 год. Региональным центром оценки качества образования был проведен мониторинг. Коляновская школа стала лидером среди сельских крупных образовательных учреждений по созданию условий для достижения результатов ребят. По качеству подготовки обучающихся она также была признана лучшей. В данном случае учитывался показатель, касающийся доли выпускников, которые преодолели минимальный порог на экзаменах, — отметила Светлана Гущина.
Завершая свой доклад, она сказала, что ученики школы являются активными участниками олимпиад и конкурсов различных уровней. На протяжении последних лет образовательное учреждение первое в рейтинге муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по количеству победителей и призеров, имеет результативность участия в региональном этапе (призовые места по биологии, географии, английскому языку, математике и технологии).
О профориентации и детских объединениях
Учитель начальных классов, советник директора по воспитанию и взаимодействию с общественными организациями Подвязновской средней школы Евгения Горбенкова рассказала о единой модели профориентации в образовательном учреждении. Она отметила, что в нем реализуется проект «Билет в будущее».
— Мы выбрали основной уровень, который охватывает программу «Россия — мои горизонты». Однако основной упор профориентации мы делаем на педагогические классы. Так, ребята, обучаясь в школе, проводят уроки для младших учеников. Они отлично справляются со своей ролью. В прошлом году молодые учителя совместно с восьмиклассниками провели уроки литературы для педагогов области. Также взаимодействуем и с дошкольными группами. Старшеклассники проводят с малышами не только мероприятия, но и занятия, а также участвуют в родительских собраниях. А еще нам удается воспитывать будущих учителей. К слову, в школе работает 54 педагога: 14 — выпускники нашего образовательного учреждения, 12 — молодые специалисты, а 15 — мужской коллектив (из них 10 человек — до 40 лет). Также для ребят из педагогических классов мы подаем направление на целевое обучение, что позволяет возвращать учеников в качестве учителей в школу, — подчеркнула Евгения Горбенкова.
После этого о проекте «Навигаторы детства» рассказала ведущий эксперт Российского детско-юношеского центра Мария Барковская. Она отметила, что в рамках проекта в Ивановском районе продолжают работу советники директора по воспитанию. Их коллектив с прошлого года удалось сохранить.
— Реализацией федеральной политики по воспитанию занимается региональный Российский детско-юношеский центр. Огромное внимание в настоящее время уделяется «Орлятам России». Проект существует во всех школах. В ноябре в «Березовой роще» состоится смена содружества «орлят». 300 ребят со всего региона смогут бесплатно здесь отдохнуть, — пояснила Мария Барковская.
В среднем звене «орлята» переходят в «Движение Первых». О работе организации для ребят постарше рассказала председатель местного отделения Елена Власкина. Она отметила, что в первичных отделениях «Движения Первых» в настоящий момент состоят около 200 человек. Ребята активно участвуют в событиях, которые проводит организация.
Также имеется успешный опыт Совета старшеклассников района и Совета Первых местного отделения по подготовке наставников-старшеклассников. А еще есть мечта проведения семейной смены «Родные-любимые». Проект планируют направить на грантовый конкурс, отметила Елена Власкина.
О школьных традициях и молодых педагогах
Об опыте работы образовательной организации по формированию традиционных российских духовно-нравственных ценностей говорила заместитель директора по воспитательной работе Новоталицкой средней школы Галина Моклецова. Она отметила, что значительная часть семей учащихся связана с образовательным учреждением тесными узами. Здесь учились бабушки, дедушки и родители, а теперь получают знания их дети и внуки.
— Эта особенность играет важную роль в воспитательном процессе, способствует укреплению традиций, формированию доверительных отношений. Добавлю, что к юбилею школы мы оформляли выставку «Парад семейных династий». Также традицией стала церемония поднятия Государственного флага РФ и патриотическая акция «Бессмертный полк». В школьном музее можно узнать историю родного края. В течение учебного года были организованы встречи с участниками СВО, ветеранами боевых действий. В преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне проходила патриотическая акция «Эстафета знамени Победы», — рассказала Галина Моклецова.
Кроме того, она говорила о значении «Разговоров о важном», участии детей в сельских мероприятиях, конкурсах, проектах, работе различных объединений дополнительного образования, деятельности юнармейского отряда «Соколы» и многом другом.
Далее о системе работы дошкольной образовательной организации по созданию условий профессионального роста молодых педагогов говорила старший воспитатель Богданихского детского сада «Улыбка» Лиана Шелева. Она отметила, что специалисты без опыта трудоустраиваются на работу, полные энтузиазма, со свежими идеями, однако часто сталкиваются с трудностями адаптации, отсутствием необходимой поддержки.
— В нашем детском саду сформировались четыре наставнические пары. В каждой группе работают два воспитателя — молодой специалист и опытный педагог, который оказывает поддержку, консультирует по вопросам проведения занятий и помогает решить возникающие трудности молодым воспитателям. Также дошкольное учреждение сотрудничает с проектом «Психологи педагогам». Нашим воспитателям оказывается консультативная психологическая помощь. Специалисты помогают молодым педагогам преодолевать сложности в работе с детьми и родителями, справляться с эмоциональным выгоранием, — добавила Лиана Шелева.

Она подчеркнула, что в детском саду ежегодно проходит «калейдоскоп педагогических практик», в рамках которого каждый воспитатель показывает открытое занятие. Сначала молодые педагоги смотрят на опытных. Затем они сами готовят открытые занятия.
Также молодые специалисты активно участвуют в мероприятиях районного и областного уровня, конкурсах, семинарах, мастер-классах, конференциях — таким образом, обмениваются опытом с коллегами, получают новые знания, профессиональные навыки.
— Кроме того, наши воспитатели проходят и различные курсы, в том числе по нейросетям, что помогает им в деятельности. Затем они передают новые знания опытным воспитателям, — завершила свой доклад Лиана Шелева.
Алена КОРОЛЕВА