Почему-то в целом люди плохо относятся к болотам. Само это слово имеет второе значение чего-то скучного, колеблющегося, неинтересного. Помните, например, во французском Конвенте так назывались все нефракционные граждане, не определившиеся, кого им поддерживать — якобинцев или роялистов. А уж к болотным обитателям, всяким там жабам, лягухам и змеюкам, и вовсе отношение, как к гадам. Хотя они, гады, весьма полезны в плане уничтожения комариного племени.
Посмотришь наш кинематограф — опять же не болота, а сплошной негатив. Бедная Лиза Бричкина, которая торопилась исполнить поручение старшины Васкова (которого, кстати, играл наш земляк Андрей Мартынов) и утонула в болоте. А «Собака Баскервилей», наш любимый российский фильм о весёлых пьющих англичанах? Это же натуральный триллер! Смерть на болоте едва не стала синонимом самого болота.
И это в корне неправильно, товарищи! Вот татаро-монголам, которым из-за болот не удалось не только завоевать, но и просто добраться до Великого Новгорода, есть за что болота бранить. Или папуасам каким, которых болотная лихорадка регулярно косит.
Болото дало названия рекам и морям
А русский человек — он и родился-то в болоте, как комар какой или головастик. Не верите? Цитирую «Википедию»: «Слово «болото» имеет древнее балто-славянское происхождение. Этот корень встречается во всех древних и современных балто-славянских языках. Неслучайно прародиной славян считается болотистая местность между белорусским Полесьем и Балтийским морем. Само название Балтика также производно от этого корня. В славянских языках с полногласием (русский, украинский, белорусский и др.) звучит в виде болото, в других славянских и балтийских языках, в том числе в старославянском — как «блато», «балто».
То есть, блатные, они же новые русские, самый авторитетный клан общества — на самом деле гады болотные. Прародина наша — в болоте. Как у славян, так и у угро-финнов.
Также общеизвестно, что самые большие болота в мире находятся именно в России. Куда там Финляндии, само название которой Суоми происходит от болота. Площадь Васюганских болот в междуречье Оби и Иртыша — 53 тысячи квадратных километров! Это размер среднего европейского государства. Или двух с половиной Ивановских областей. Есть чем гордиться. Собака Баскервилей, пугавшая фермеров в Гримпенских трясинах, сдохла бы от зависти, если бы её не пристрелил старина Лестрейд.
В русском языке, наверное, самое большое число названий этого гиблого места. Помните, у Пришвина это была елань, у Даля — няша, а у Паустовского — мшары. Трясина, топь, мочажина — как только не называют болото в разных регионах.

Кладовая солнца моего детства
Я сам с раннего детства вынужден был общаться с болотом. В окрестностях моей родной деревни, стоящей на Старой Шуйской дороге, болот немало. Если глянуть на карту, между Шуей, Кохмой, Хозниковом и Стромихиным, помимо деревень на трассах, населённых пунктов нет, один лес. Это как раз из-за речек, болот, буреломов. Хотя названия лесных просек и полян — Жигари, Матвейково, Сорочиха — говорят о том, что раньше здесь жили люди.
Болото, которое я с детства невзлюбил, называется Горелым. Видимо, там лес когда-то выгорел. Невзлюбил же я его из-за того, что у деревенских жителей почему-то принято ходить за ягодами таким ранним утром, что и глаз не разодрать. Конкуренция — соседи могут выйти раньше и ягоды собрать. А именно на Горелом болоте всегда были главные запасы брусники и гонобобля — местной разновидности голубики. Топать несколько километров до болота в утренней сырости, потом кормить комаров, собирая ягоды, париться на солнышке в резиновых сапогах (иначе не пройдёшь), дуреть от тяжеленного запаха багульника — как вспомню, так
вздрогну. Время от времени я либо засыпал на мягчайшем ковре из сфагнума, либо обламывал ближайшую засохшую березку и начинал крушить все эти надоевшие скелетики бывших деревьев. А мама всё собирала и собирала бельевые корзины ягод…
Наша Ивановская область в плане болот — одна из самых выдающихся в ЦФО. В области более 200 озер и сотни рек, чьи берега, как правило, заболочены. А о наших торфоразработках говорят два знаменитых факта. Первый — именно на торфе должна была работать единственная электростанция в регионе — Комсомольская ГРЭС, пока «Газпром» и РАО «ЕЭС» не решили перенастроить её на газ. Второй — этимология слова «торфушки», которым принято называть не самых красивых дам. Несмотря на наш главный бренд «Города невест», значительная разница между числом женского и мужского населения в регионе была обусловлена не текстильной ориентацией ивановской промышленности («незамужние ткачихи составляют большинство») и не войной, поубивавшей массу российских мужчин. Война ведь сократила мужское население во всей стране, а ткачество изначально было мужской профессией. Нет! Женщин в Ивановскую область завозили в больших количествах именно на торфоразработки. А поскольку приезжали они из поволжских национальных республик, то на взгляд местных зажравшихся мужиков выглядели «торфушки» малорослыми, широколицыми и не очень стройными.
Василиса стала брендом
Но не будем о грустном! У нас есть другой повод гордиться нашими болотами. И я, как один из местных куликов, сейчас похвалю южские болота. В Юже, столице самого болотистого района Ивановской области, официально родилась Василиса Премудрая, которая давно заняла своё место на сказочной карте России. Даже конкурсы юных красавиц проводятся, как «слеты Василис». Пускай себе Баба-Яга живет в Ярославской области, а Кикимора — в Кирове (Вятке). Наша Василиса нам как-то роднее и пригожее.
Пояснить такой выбор бренда несложно. Южский край, край озёр и болот, а Василиса не только была дочкой Водяного, но ещё и много лет провела в лягушачьей шкурке. Пока ее Иван-царевич не поцеловал.
Я сам в Южском районе не раз путешествовал и считаю его одним из красивейших мест в мире. Ну, по крайней мере, из тех двух десятков стран, в которых побывал. Всего-то сто километров из нашего пыльного Иванова отъедешь — и окажешься на краю земли. Гоголи — удивительное место, куда только на лодке или вертолёте можно добраться. Кордон Татары, таинственные развалины каналов, средиземные башни Луха. Нижнее течение этой потрясающей реки. Озёра, на которых фильм «Зверобой» снимался. (Многие думают, что этот классный фильм с южскими панками в ролях ирокезов, снимался на Святом озере. Ан-нет! «Зверобоя» снимали на озерах Кшара, Тоньки и Налша). Да и сама Южа с искусственным озером Вазаль в центре города — красоты необыкновенной.
Разумеется, все эти сказочные бренды — штука туристическая, то есть замануха для местного бизнеса. Вот и Василису Премудрую в Юже поселили владельцы «Русской дачи» — Ирина и Василина Крюковские. Но надо отдать должное находчивым дамам — их «Русская дача» не просто ресторанчик и гостевой дом, а натуральный арт-объект. Василина, к которой самой определение Премудрая подходит, расписала стены «Дачи» в русском стиле. А еще Крюковские решили регулярно приглашать в гости других персонажей. Василина об этом так и говорила в местной газете «Светлый путь»:
— Любой сказочный герой готов к нам приехать. И мы готовы их принять и разместить. Любой персонаж станет прекрасным украшением праздника. Но нужно приглашение на административном уровне. Сколько радости будет, если к нам приедут Дед Мороз из Великого Устюга или Снегурочка из Костромы, Царь Берендей из Переславля-Залесского, Баба Яга из Кукобоя.
И действительно, Василиса — регулярный гость у костромской Снегурочки. А с папашей Водяным царем они и с Дедом Морозом часто общаются.
Большинство болот у нас в области давно осушили для торфоразработок. Но стоит отойти в сторону от дороги, как можно найти натуральные трясины. Недаром отряд «Лиза Алерт» т ак много работает. В том числе, и в нашем Ивановском районе.
Александр Горохов







