Домой Газета Яна Латвис: «Чтобы дети не превратились в роботов, они должны мыслить»

Яна Латвис: «Чтобы дети не превратились в роботов, они должны мыслить»

Конец 2023 года. В самом разгаре — наиболее сложные испытания муниципального этапа областного конкурса «Педагог года» — открытые занятия для детей и мастер-класс для соперников и жюри.

Яна Латвис стала победителем конкурса профессионального мастерства.

Кому-то из участников потребовались для работы интерактивные игры, кто-то использовал «умные» движения, музыкотерапию, краски и кисти. А педагог районного Центра дополнительного образования Яна Латвис вместе с детьми и взрослыми создавала из лего-деталей удивительных роботов. На глазах в руках участников мастер-класса появлялись необычные автомобили и космические аппараты. Под впечатлением остались все. Ребята поняли, что робототехника — это полезное и увлекательное занятие, которое никогда не наскучит. А члены жюри поставили Яне Валерьевне высокие баллы. По итогам всех испытаний педагог ЦДО стала победителем конкурса. Позже Яна Латвис рассказала «Нашему слову» о своем пути в профессию, интересной работе и достижениях воспитанников.

Активистка, спортсменка, художник

Яна Валерьевна родилась в городе Оленегорск Мурманской области, но и с нашим регионом ее многое связывало.

— Папа — уроженец Ивановской области. В свое время он приехал в Иваново из Пестяковского района, чтобы поступать в педучилище. Папа тогда был успешно зачислен на первый курс. Через какое-то время он познакомился с моей мамой, которая также являлась студенткой педучилища. После окончания учебного заведения родители уехали на родину мамы — в Мурманскую область. Там родились моя сестра и я. Добавлю, что мама имеет большой стаж работы в сфере образования. Она трудилась учителем начальных классов и какое-то время работала воспитателем. Мама имеет диплом победителя конкурса «Педагог года», как теперь и я. Папа же реализовал себя как педагог в сфере спорта, — говорит Яна Латвис.

В Мурманской области семья прожила несколько лет, затем родители Яны приняли решение вернуться в Ивановскую область. В Пестяках они построили дом, где и поселились.

Яна Латвис училась в местной школе. Девочка участвовала в различных соревнованиях по лыжным гонкам и даже состояла в сборной своего образовательного учреждения по этому виду спорта. Яна не раз получала грамоты и призы.

Два года будущий педагог была президентом школьной думы. Вместе с другими ребятами она организовывала и проводила мероприятия для учеников, активно участвовала в обсуждении различных вопросов, стоящих на повестке дня, и не только.

В школьные годы Яна получила также диплом художника росписи по дереву. Ученикам-старшеклассникам предложили освоить профессию, и девочка выбрала именно эту специальность.

— Мне всегда нравилось рисовать. После обучения мы защищали дипломную работу — свой проект. Далее получили документ по специальности «художник росписи по дереву», — добавляет Яна Валерьевна.

Внимание в те годы она уделяла и учебе. Школьнице были интересны гуманитарные науки. В то же время Яна любила и физику. Ученица даже экзамен по этому предмету после девятого класса сдавала.

Юные художники и изобретатели

Яна окончила школу в 2008 году, затем поступила в Ивановский государственный университет на филологический факультет на направление «Реклама». На пятом курсе девушка начала работать в консалтинговой компании. После окончания вуза она вышла замуж, в семье появился сын Егор.

В 2018 году Яну Валерьевну пригласили работать в Центр дополнительного образования Ивановского района. Она стала вести занятия для учеников младших классов в объединениях «Робототехника» и «Юный художник».

— Направление «Робототехника» тогда только развивалось. Мне и самой было оно интересно. Разобравшись, я поняла, что создавать модели не так сложно, если разобраться, и в то же время увлекательно. Главное — понятно объяснить детям материал. Робототехника включает в себя работу с компьютером, а в современной технике многие из ребят младших классов хорошо разбираются. Мои воспитанники быстро освоили теорию и приступили к практике, — добавила она.

Параллельно молодой педагог начала вести занятия по рисованию. Дети под ее руководством начинали с самого простого — со смешения цветов. Затем пробовали передавать на бумаге формы предметов, времена года и не только. Традиционными стали выставки рисунков ребят.

Юные ученики Яны Валерьевны становятся победителями и призерами различных конкурсов.

Далее воспитанники Яны Валерьевны начали участвовать в творческих конкурсах, в том числе международных и всероссийских, где становились лауреатами. Не менее активными оказались и ребята из объединения «Робототехника».

Ранее каждый год дети участвовали в фестивале «РобоФест». А в настоящее время они проявляют себя в других конкурсах технического творчества. Один из них ежегодно проходит в Ивановском районе. Почти половина воспитанников Яны Валерьевны, которые участвуют в этом конкурсе, становятся победителями и призерами.

Вместе со своими воспитанниками педагог создает интересные модели роботов

— Много работ в объединении мы делаем к праздникам. Например, ко Дню защитника Отечества и ко Дню Победы у нас проходит парад военной техники, которую мы мастерим своими руками. Ребята сами придумывают модели либо воссоздают по картинке модели автомобилей и танков. Летом мы делаем проект «Город». Кто-то мастерит остановки, кто-то — торговые центры, кто-то — парки, дороги, кафе и так далее. Когда все модели готовы, мы с детьми повторяем правила дорожного движения. Для этого используем готовые объекты — на нашем макете есть «зебры», светофоры, регулировщики, — добавляет педагог.

Помимо этого, ребята из объединений вместе с Яной Валерьевной часто бывают и за пределами кабинета, где занимаются. Дети посещали музей Коляновской средней школы, местную библиотеку. А однажды они с удовольствием отправились в Музей Самовара и на выставку роботов в Иваново.

— С первых дней работы в ЦДО мне нравилось заниматься с детьми. К ребятам я всегда иду с воодушевлением и с хорошим настроением. Наши встречи не проходят без улыбок. Дети всегда заряжают меня энергией, — отмечает Яна Валерьевна.

Педагог признается, что выстраивать работу на занятиях ей помогает сын, который учится в первом классе. Часто Егор по заданию мамы что-то рисует или создает модель робота. Если у мальчика все получается, Яна Валерьевна дает подобное задание своим воспитанникам. Если нет, упрощает его или меняет формат «урока». Кстати, одну из моделей Егор специально собрал для конкурса «Педагог года». Работа была в числе тех, которые Яна Валерьевна презентовала членам жюри и коллегам.

Быть в лидерах

К конкурсу педагог дополнительного образования готовилась ни один день. В этот период она часто вспоминала советы и слова своих школьных учителей и преподавателей вуза. Для себя Яна Валерьевна поставила цель — быть в лидерах, в тройке призеров.

— Самым сложным был для меня этап, когда нужно было проводить открытое занятие. Испытание проходило в Михалевской средней школе. Передо мной были ребята из второго класса, которых я раньше никогда не видела. С детьми мы погрузились в атмосферу космоса, остановились на планете Робототехника. Решили, что обязательно нужно построить спутник, который будет передавать информацию. Вместе мы собирали одну модель, а затем ребята сделали свой спутник — и это было важно. Я часто говорю: чтобы дети не превратились в роботов, которых сами собирают, они должны мыслить. Для этого мы используем метод свободного конструирования, чтобы ребята предложили свою идею и воплотили ее в жизнь. Все дети справились. А у меня сложилось впечатление, что я не первый раз с ребятами работаю — занятие прошло на одном дыхании, — сказала Яна Валерьевна.

На мастер-классе для коллег-соперников и членов жюри она предложила взрослым придумать и построить свои модели автомобилей. У кого-то получилась машина для поездки на природу, у кого-то — космический автомобиль для обслуживания ракет, у кого-то — машина для большой семьи. Взрослые с большим удовольствием собирали модели.

На каждом этапе конкурса Яна Валерьевна анализировала свое выступление. Внимательно она наблюдала и за своими соперниками. После нескольких испытаний педагог поняла, что близка к первому месту. И поэтому к следующему этапу готовилась еще лучше.

Получив высокие баллы, Яна Латвис стала победителем в номинации «Педагог дополнительного образования». Основательная подготовка, продумывание каждой детали и творческий подход дали свои результаты. Возможно, совсем скоро мы увидим Яну Валерьевну и на областном этапе конкурса — еще более интересном и сложном испытании.

Алена КОРОЛЕВА