Домой Газета Вдоль Крыма под парусами

Вдоль Крыма под парусами

На каждой лодке есть шкипер. Слово капитана – закон

Когда я впервые увидела рекламу яхтинга на просторах соцсетей, конечно, прошла мимо. Потому что этот вид спорта у меня, как и у большинства людей, ассоциировался с чем-то баснословно дорогим и доступным только избранным. Однако российский юг в этом году настолько востребован туристами, что в поиске адекватного по соотношению цены и качества тура надо было рассматривать все варианты. Так в моей жизни впервые случился удивительный яхтинг в Крыму.

В этом материале я хочу поделиться своими впечатлениями человека, который до сих пор не обладал никаким морским опытом, кроме пляжного, боялся любых экстремальных развлечений и страдал от укачивания даже в машине.

Цена относительна

Изначально моим планом было просто отдохнуть в Крыму. Отель или гостевой дом, вид на море, пляж, парочка автобусных экскурсий. Я не автомобилист, поэтому самый логичный вариант – посмотреть несколько локаций полуострова своим ходом – мне не подходил. Вариант с пляжным отдыхом тоже внезапно напоролся на рифы: оказалось, что цены в Крыму дрейфуют к европейским, а сервис бросил якорь где-то в советском периоде. При бронировании через Booking на современный симпатичный номер надо было закладывать не менее 3000 в сутки (а лучше больше). Плюс билеты до Симферополя, питание и развлечения – выходило, что в Турции дешевле, в Европе интереснее, а в пользу Крыма аргументов никаких.

И вот тогда стоимость каюты на яхте (от 50 тысяч рублей на человека за неделю, не считая билетов и дополнительных расходов) показалась не такой высокой.

В компании незнакомых людей

Яхтинг, доступный для новичков, организует сразу несколько компаний. Можно пойти на лодке вдоль Крыма, можно покататься в Сочи, при готовности пересекать границы (делать визы, сдавать тесты и так далее) можно отправиться в Турцию, Грецию, Хорватию, на Сейшелы и так далее. При этом вы либо арендуете лодку/катамаран целиком (для этого надо собрать компанию или быть готовым выложить сотни тысяч рублей), либо попадаете в компанию единомышленников.

То есть проведете отпуск в компании незнакомых людей в очень ограниченном пространстве. В этом есть и плюсы, и минусы, причем главный плюс удивительным образом совпадает с минусом – на лодке ты никогда не остаешься один. «У нас будет целая лодка 30+, практически все новички», – сказали мне организаторы, и я моментально согласилась.

Выход из Севастополя

Организовано все следующим образом. Сначала ты прилетаешь в Симферополь: есть прямые рейсы из Иванова по субботам, как раз в этот день обычно начинаются и заканчиваются яхтенные туры. Из Симферополя надо добраться в Севастополь, где находится марина – специально оборудованная гавань для яхт, катеров и других маломерных судов. Это можно сделать на общественном транспорте или на такси. Мы отправились в Севастополь на такси, объединившись с другими членами команды. Участников путешествия заранее знакомят друг с другом в чате и на онлайн-встречах в режиме видео. Все-таки компании предстоит целую неделю уживаться вместе на одной территории и решать много командных задач. Заочное знакомство облегчает этот процесс.

В Севастополе команда готовится к выходу, проводит первую ночь, а потом отправляется в море.

Не туристы, а команда

Первой из задач, которые предстоит выполнить команде, становится закупка продуктов. Тут все примерно как в походе: либо в коллективе обнаруживается человек с организаторскими талантами, либо случается демократия, тяготеющая к анархии. Продукты закупаются из судовой кассы, из нее же по условиям поездки могут оплачиваться стоянки лодки, заправка пресной водой, топливо.

Чем команда организованнее, тем больше средств судовой кассы удается сэкономить. «Вы не туристы, а путешественники, и не гости, а команда», – настраивали организаторы и были правы.

Мыть посуду морской водой

Большую часть продуктов обычно закупают с расчетом на хранение без холодильника: макароны, консервы, крупы, овощи и фрукты. Безусловно, существуют дорогие яхты с электрогенераторами, опреснителями и посудомоечными машинами, но в относительно бюджетном варианте такого путешествия придется смириться с рядом бытовым неудобств. Например, на нашей лодке розетки в каютах работали только во время ночевок в маринах (при ночевке на якоре – нет). В морских переходах зарядить телефон можно было от инвертора на капитанском столике, но только если лодка идет на моторе, а не под парусами. Так что самой полезной вещью в таком путешествии становится пауэр-банк.

Кроме того, мы экономили пресную воду. Все стереотипы о яхтинге как роскошном отдыхе разбились у гостей «Ласточкиного гнезда», когда они с обзорной площадки наблюдали, как мы биоразлагаемым средством моем посуду прямо в море с кормы белоснежной лодки. И это они еще, к их счастью, не знают вкуса вымытой в морской воде черешни или ежевики…

Каждый день в новой точке

Путешествие на яхте обычно выстраивается таким образом, чтобы каждый день оказываться в новой точке. Наш маршрут лежал вдоль Южного берега Крыма. Сегодня ты гуляешь по Ялте, завтра попадаешь в Партенит, послезавтра поднимаешься на Ай-Петри. Каждый день есть возможность сойти на берег и провести время так, как считаешь нужным: посидеть в ресторане, поехать на экскурсию, заняться чем-то еще. Причем обследовать местные пляжи желания нет: купание в чистой воде открытого моря несравнимо приятнее отдыха на плотно занятом побережье.

Яхтинг просто создан для того, чтобы научиться нырять, попробовать развлечения вроде катания на сапборде или дайвинг.

«Трави гика шкот»

Отдых на яхте возможен даже для тех, кто никогда ничего подобного не пробовал, не имеет никакой подготовки и не обладает большими физическими возможностями. Желательно уметь плавать – без этого впечатления от путешествия будут, пожалуй, неполными. А вот знаний, касающихся яхтинга, не требуется. Капитан может предложить команде вместе поставить паруса или выполнить поворот, но это – дело добровольное. Впрочем, размеренный яхтенный тур располагает к тому, чтобы поучиться, этого своего рода часть отдыха. И вот уже к концу недели со словом «грот» у тебя ассоциируется вовсе не пещера, а парус.

Что касается морской болезни, то она действительно сражает часть неопытного экипажа в первый день путешествия, но потом отступает, говорят яхтсмены. В нашей команде случилось именно так: после сложного в плане укачивания первого дня морская болезнь больше ни разу не вернулась на лодку.

Большая маленькая каюта

Благодаря длительным стоянкам, когда можно много времени провести на берегу, замкнутое пространство яхты причиняет минимум неудобств. Хотя места на стандартной лодке, конечно, очень мало. В «большой» каюте, чтобы вы понимали, помещается средних размеров двуспальная кровать, полка, шкафчик высотой в полметра и… все. В самой дорогой из кают места побольше, но буквально на несколько сантиметров. Поэтому в каютах чаще всего только спят и хранят вещи. Большая часть времени проходит на палубе, где можно загорать, читать, смотреть на бесчисленных дельфинов или даже переночевать под открытым небом, и в кокпите, где проходят командные застолья.

Из-за ограниченного пространства нам даже не разрешили брать с собой чемоданы жесткой конструкции: их попросту некуда поставить в каюте. Только мягкие сумки и самые необходимые вещи.

Впрочем, когда ты сидишь в носовой части лодки и любуешься искристой волной, а над тобой поднимаются паруса, понимаешь, что главное в жизни – это вообще не вещи.

Евгения Кочеткова