Домой Газета Валентина Цивилева: «Сельские школы менее формализованы, чем городские»

Валентина Цивилева: «Сельские школы менее формализованы, чем городские»

При детях коллеги называют ее Валентиной Евгеньевной. Наедине — просто по имени. Дело в том, что девушке всего 22 года, и она, во-первых, самый молодой педагог в коллективе Ермолинской школы, а во-вторых, всего несколько лет назад сама училась в этих стенах. В преддверии Дня учителя мы поговорили с Валентиной о том, каково это — прийти преподавать в ту же школу, где ты еще совсем недавно сидела за партой и выходила к доске.

О Валентине «Нашему слову» рассказала преподаватель биологии Ермолинской школы Мария Хохлова. Когда-то она была ее классным руководителем. «Валя — скромная девушка, но о таких талантливых молодых людях, как она, надо обязательно рассказывать и писать», — сказала Мария Михайловна.

Седьмой ребенок в семье

Ермолино — родные для Вали места, здесь прошло все ее детство. Причем оно явно не было простым и безоблачным. Девочка — седьмой (!) ребенок в семье: у нее пять старших братьев и сестра. «Плюс большой семьи — в том, что все помогают друг другу, — говорит Валя. — И ты всегда в большой компании». Сейчас помимо братьев и сестер у нее есть еще и племянники.

Семья была простой, рабочей, и никаких предпосылок к тому, чтобы Валентина выбрала в качестве своего пути образование и науку, не было. Но девочка с детства была очень любознательной, вспоминает Мария Михайловна. Кроме того, дочку очень поддерживала мама. «Мама у Валентины чудесная, она участвовала в организации школьных мероприятий, помогала в школьных делах, ходила с нами в походы. Я думаю, что ее поддержка во многом вдохновляла Валю на то, чтобы учиться и чего-то добиваться, — говорит Мария Михайловна.

Литература или история

Профессию учителя Валя выбрала без колебаний. «Думаю, я бы в любом случае стала учителем», — отвечает она на вопрос о том, кем могла бы работать еще. Сомнения были только по поводу предмета преподавания — либо русский и литература, либо история. В итоге выбрала историю. «Наверное, на меня повлияли мои преподаватели. И первый, и второй школьный учитель истории у меня были замечательными», — рассказывает Валентина. Дело в том, что девятый класс она окончила в Ермолинской школе, а одиннадцатый — уже в облцентре, в международном центре образования «Интердом» им. Стасовой.

«С первого дня, как девочка попала в среднее звено, она производила на всех учителей, и на меня в том числе, впечатление очень перспективной ученицы, — вспоминает Мария Михайловна. — Она интересовалась буквально всем, охотно изучала что-то новое, и любая информация ей давалась легко». Начитанность, широкий кругозор, отличная память помогали не только учиться в школе, но и участвовать в олимпиадах и других конкурсах. «Помню, рассказывала о чем-то на уроке, а Валя потом участвовала в радиопередаче, — приводит пример ее бывшая классная руководитель. — «Представляете, Мария Михайловна, там спросили о том же, о чем вы нам рассказывали!» — говорила потом она, и у нее даже глаза горели о того, что она знала, смогла, ответила, справилась».

Альманахи и латынь

Окончив ивановский Интердом, Валентина поступила на истфак Ивановского государственного университета. Училась с интересом и не для галочки: например, еще в студенческие годы начала писать научные статьи для исторических альманахов и переводить с латинского языка. Девушку привлекает наука, и в будущем она, возможно, свяжет с ней жизнь.

Но это уже про «завтра», а «сегодня» для Вали — это старт в педагогике. Работать в Ермолинскую школу она пришла в сентябре 2020 года, окончив бакалавриат. Девушка искала работу, которая позволила бы ей продолжать учиться (она поступила в магистратуру). В родном Ермолине как раз не хватало учителя истории. Это была возможность совмещать учебу и работу: сейчас Валентина три дня в неделю посвящает учебе в магистратуре и два дня в неделю (по четвергам и пятницам) ведет уроки в школе.

Не была уверена, что примут

«Первый раз прийти в класс в качестве учителя было, конечно, немного волнительно, — вспоминает Валентина (а точнее, в этом случае уже Валентина Евгеньевна!). — Я не могла быть уверена, что дети примут меня, и нам удастся наладить контакт. Но все прошло хорошо».

В коллективе девушку тоже приняли без проблем. «Наверное, у преподавателей, которые знали меня школьницей, могло быть какое-то странное ощущение от того, что теперь я их коллега, — улыбается Валентина. — Но они прекрасно ко мне отнеслись». В Ермолинской школе, кроме нее, есть еще один молодой педагог, это учительница английского, которая пришла работать пару лет назад. Остальные, конечно, существенно опытнее.

«Валентина легко нашла общий язык с детьми, — говорит Мария Михайловна. — Интересно подает информацию ученикам, по памяти дает точные факты со всеми числами и датами». Иногда она переписывается с Валентиной в соцсетях, и девушка  не перестает ее удивлять. «Например, однажды моя дочь побывала в Китае, — вспоминает преподаватель биологии. — Увидела, например, «Терракотовую армию» (так называют захоронение по меньшей мере 8100 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей у мавзолея императора Цинь Шихуанди в Сиане — прим. Е. К.) Я выложила фото, Валя откликнулась и рассказала безумно много интересных исторических фактов про это захоронение. Без подготовки». «Надеюсь, и у меня будет возможность путешествовать, — отмечает Валентина. — Очень хочется побывать, например, в Италии — это родина удивительного искусства».

Максимум 8 учеников

До того, как прийти в Ермолинскую школу, Валентина Цивилева уже преподавала в школе — проходила университетскую практику в одной из школ Иванова. Но крупная школа в облцентре и небольшая сельская школа — это разный опыт, отмечает девушка. «В городской школе в классах сидит по 30 человек, у нас — максимум восемь, — приводит пример молодой учитель. — И в целом сельские школы менее формализованы, чем городские».

Сейчас молодой преподаватель-историк Валентина Евгеньевна Цивилева не просто знает каждого своего ученика — она знает каждую семью. А не слишком большая разница в возрасте скорее помогает искать точки соприкосновения с миром детей, чем мешает выстраивать педагогический авторитет. «Наверное, мне просто нравится преподавать, — говорит Валентина, отвечая на сложный вопрос о том, что ей дает профессия учителя. — Возможность повлиять на детей, на их кругозор, мышление и мировоззрение — это огромная ценность. Я буду счастлива, если смогу дать им знания, которые пригодятся и помогут в развитии и в жизни».

Евгения КОЧЕТКОВА