Домой Газета В Ярославль за новыми впечатлениями

В Ярославль за новыми впечатлениями

В новогодние выходные выезжать за пределы региона стало нашей доброй традицией. В канун Рождества вместе с друзьями мы отправились в один из старейших русских городов России — Ярославль.

В холле планетария есть замечательная фотозона - панно с портретом Валентины Терешковой

В этом году из-за надвигающихся морозов мы сократили наше путешествие до двух дней. В походную карту «забили» планетарий, Кремль и Стрелку и отправились в путь. Дорога в Ярославль на удивление оказалась легкой. Обычно подвеска легковушки сама дает знать, когда начинается «ярославка». А тут то ли ее отремонтировали, то ли снегом занесло.

Есть ли жизнь на Марсе?

После перекуса в гостинице мы дружно отправились в просветительский Центр имени Валентины Терешковой. И пусть под толщей снега небыли видны сверкающие отпечатки ладошек на аллее космонавтов, зато мы посетили удивительную выставку в местном музее, а креативный экскурсовод, как говорят, сделал наш день.

Экскурсию рекомендую к посещению именно в составе группы, потому как молча рассматривать в одиночку макет Земли, космического корабля или костюм астронавта скучно. Кстати, трогать «планету» запрещено, но всегда находились смельчаки, которые путем опытов утверждали, что она вертится. Например, Галилео Галилей, Джордано Бруно, я и еще с десяток жителей и гостей Ярославля. В отличие от итальянцев мы отделались замечанием.

— Обратите внимание на образцы питания космонавтов. Это тюбики с борщом, кашей, десертом и другими вкусняшками. Но это не весь рацион пилотов. Например, в вакуумной упаковке на борт корабля поставляются макароны с мясом в соусе. Чтобы блюдо стало аппетитным и съедобным, необходимо просто добавить воды. Такая порция стоит 2000 рублей, — с простертым вверх указательным пальцем акцентировал наш гид.

— А в продовольственном за углом дешевле, — парировал экскурсант студенческого возраста.

Вообще на протяжении всей нашей истории посещения музея гид почему-то делал акцент на ценовую составляющую. Например, оказывается для полета в космос в приоритете специалисты невысокого роста. И не потому, что рослые много места займут на корабле или кислорода больше вдохнут, а «они дешевле обходятся по содержанию — еда, экипировка и другое». Но апофеозом нашей экскурсии была короткометражка по устройству и принципу действия космического сортира.

— И вот этот шланг присоединяется …, — жестикулируя, говорил рассказчик.

Я не буду рассказывать, и даже фотографии не покажу того, что нам показали. Если вкратце, то это — пылесос.

Толкните его кто-нибудь

В «звездном зале» нас ждали небесные светила, качающиеся кресла и крепкий сон. А дело все в том, что мы выбрали не тот сеанс. Нам хотелось постичь дзен бесконечного звездного неба, разгадать тайну третьей планеты, поймать за хвост комету. Ну, как-то так…

А купили мы билеты на лекцию «…о телах Солнечной системы, современные взгляды на вопросы ее происхождения. Новейшие методы и результаты исследований небесных тел российских научных проектов в рамках борьбы с проблемой астероидно-кометной опасности». С нами была 11-летняя школьница, и она скучала. А на десятой минуте из разных сторон зала временами слышался откровенный храп. Когда зажгли свет, один из посетителей продолжал спать крепким богатырским сном.

Мой вердикт: на программу «Космос рядом с нами» людям, не причастным к космонавтике, не рекомендую идти. Тщательно выбирайте сеанс.

Сокровища Ярославля

На следующий день мы отправились в историческую часть города — Ярославский музей-заповедник (Рубленый город или Ярославский кремль). На входе купили билеты (рекомендую брать комплексный — вход во все двери, кроме покоев Маши) и отправились красотой восхищаться.

Ярославский музей-заповедник

Много чего мы увидели. Расскажу лишь о том, чему удивлялись. Так, на выставке «Сокровища Ярославля» была представлена драгоценнейшая часть собрания Ярославского музея-заповедника: сокровища ризниц ярославских монастырей и храмов, изделия лучших, но оставшихся безымянными мастеров средневековых Москвы, Новгорода, Ярославля, ювелиров Нового времени, вклады царей, местных аристократов и богатых купцов. Панагии и наперсные кресты, усыпанные драгоценными камнями, были выполнены лучшими мастерами своего времени. Ярославский стиль пышный и нарядный, детальный, с фантастическими орнаментами.

— В собрании Ярославского музея-заповедника сохранились сотни виртуозных произведений ярославского ювелирного искусства, лучшие из них представлены на экспозиции, — рассказала нам экскурсовод.

«Так вот почему вход в залы этой выставки отличался от других, — догадался я. — В целях безопасности дверной проем был сделан настолько узким и низким, что взрослому человеку приходилось наклоняться, а обладателю богатырских плеч — проходить боком. С разбегу сразу и не попадешь».

ЯрмаНка

Эта экспозиция открылась с 2023 года. Так что нам повезло! Мы были одними из первых посетителей нашей многомиллионной страны.

На «Ярманке» как в былые времена можно совершить путешествие по воображаемой ярмарочной площади, выбрав любое направление: посетить «чайную лавку», «трактир», «лавку с игрушками», заглянуть к сбитенщику, посмотреть раешное обозрение и афиши, приглашающие на увеселительные мероприятия. Здесь и пряничные доски: посетитель без труда представит целые пирамиды пряников с затейливыми узорами, без этого любимого народом лакомства не обходилась ни одна ярмарка.

Но из всего многообразия мне больше понравилась панорама. Удивительный предмет — «панорама» (другие названия — косморама, раек), завоевавший сразу любовь посетителей с момента появления в начале 19 века, представлял небольшой ящик, с увеличительными стеклами-окошками на передней стенке. Внутри него перематывалась лента с картинками «разных городов, великих людей и событий», которые зритель мог увидеть, заглянув в одно из окошек, за небольшую плату. Картинки сменял раешник, сопровождавший представление комментарием.

«Пожалуйста, господа, панораму смотреть!

Показываю, рассказываю:

Про города все столичные,

Потому преотличные!

Верчу, поворачиваю,

Публику обморачиваю,

А себе пятачки заколачиваю!»

Такие крики можно было услышать только на ярмарочной площади. Ничего не напоминает?

Машенька прилегла

— До самой весны просила не будить! — оповестила нас сотрудник музея-заповедника. — Так что приходите весной.

Более двадцати лет живет на территории Ярославского музея-заповедника медведица Маша. Она — живой символ Ярославля. А история ее уникальная.

Родилась она в зимней берлоге глухого вологодского леса в 1988 году, после гибели матери от рук браконьеров от истощения ее спасли лесники. Позднее, летом 1990 года медведицу-подростка «приютил» Ярославский музей-заповедник. Здесь для нее был построен большой вольер с домиком. За годы жизни в музее медведица Маша выросла и превратилась из небольшого игривого медвежонка в мощного зверя.

Долгую зиму медведица Маша спит в своей берлоге, заполненной сухим и душистым сеном. Как только начнет пригревать весеннее апрельское солнышко, она просыпается и вскоре у бодрого и активного зверя пробуждается действительно «зверский» аппетит. Её меню в основном вегетарианское: зелень, фрукты, овощи, хлеб, а также мед и рыба. Очень любит Маша лакомиться вкусненьким, поэтому у своих посетителей она выпрашивает конфеты, печенье и пластиковые бутылочки с медовой водой.

За все годы жизни в музее-заповеднике она ни разу не болела. По возрасту и размерам Маша сейчас превосходит своих европейских сверстниц, вольно живущих в лесу. Ее рост составляет более двух метров, а масса в конце лета превышает двести килограммов. По человеческим меркам Маша достигла пенсионного возраста, что редкость даже для медведей, живущих в неволе, ведь в естественных условиях подавляющее большинство медведей не доживает и до половины этого срока.

Благодаря заботам музейных работников, жителей города и ярославских предприятий, являющихся подлинными Машиными друзьями, есть уверенность, что медведица Маша может стать долгожительницей и даже попасть в книгу рекордов Гиннеса.

А чего дома сидеть?

После кремля мы посетили музей, посвященный жизни и творчеству одного из блестящих представителей русского музыкального искусства конца XIX — начала XX веков Леонида Витальевича Собинова. Это филиал Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея заповедника, он был открыт для посетителей в 1995 году. Признаюсь, я не любитель оперного искусства и поэтому для меня экскурсия была не запоминающаяся. Но этот музей единственный в мире — и я там был.

Ярославский парк культуры и отдыха «Стрелка» был нашей финишной отметкой в путешествии. Мы догадывались, что зимой здесь делать нечего. Но надо было проверить. Проверили. Вернемся летом. А чего дома сидеть?

Александр ЗАОЗЕРНЫЙ

Фото автора