Домой Газета В небе хочется петь

В небе хочется петь

Эта красивая девушка способна поднять тонну. Поднять в воздух, разогнать до скорости больше 200 км/час и вращать во всех плоскостях. Потому что это не просто…

Эта красивая девушка способна поднять тонну. Поднять в воздух, разогнать до скорости больше 200 км/час и вращать во всех плоскостях. Потому что это не просто девушка — это девушка-летчик. Вот уже восемь лет Валентина Поцелуева пилотирует ЯК-52 в Ясюнихе. Этот материал — о небе, самолетах и девушках.

По образованию Валя — журналист. И именно журналистика привела ее в авиацию. В 2010 году юный корреспондент получила редакционное задание написать про ивановских дельтапланеристов. «Пришла на аэродром, поговорила, сделали фотографии. А потом мне предложили полетать: давай, мол, будет весело! — рассказывает Валентина. — А дальше — все как в тумане…»

Посмотреть в глаза ласточке

За первым полетом через неделю случился второй, а потом и третий. «Каждые выходные я стала ездить на аэродром, — рассказывает Валя. — Однажды, поняв, что девочка основательно прибилась к стае, мой будущий инструктор Александр Борисович Гусев предложил учиться летать. Ну какой дурак откажется! Так я провела все лето. В полетах трогала облака и вдыхала ветер. А однажды еле успели разминуться с ласточкой, которая летела мне прямо в лоб: клянусь, я видела ее глаза!»⠀

Было интересно и увлекательно, но на аэродроме в Ясюнихе летали не только дельтапланы и птицы, но и самолеты ДОСААФ. Валя с белой завистью смотрела в небо и восхищалась летчиками, которые выполняли фигуры высшего пилотажа. Они казались супергероями, хотелось уметь  так же.

«Буду работать за полеты»

В 2011 году девушку пригласили на работу в Ивановский аэроклуб. «Я согласилась, не раздумывая, но с одним условием: буду работать не за зарплату, а за полеты, — говорит Валентина Поцелуева. — И мне дали добро!».

Впервые совершить самостоятельный полет на самолете Валентине довелось 30 сентября 2012 года. «Мне казалось, что я никогда не буду готова, — вспоминает девушка. —  Безумно волновалась перед взлетом. Но волнение прошло в тот самый момент, когда самолет начал разбег по взлетке. Все, бояться больше нечего — я взлетаю. А это значит, что сажать самолет все равно придется. И тогда я расслабилась. Обернулась назад и еще раз убедилась, что там действительно никого нет. А потом… начала петь. Потом кричать от счастья, потом снова петь».

В тот день девушка слетала всего лишь два круга. Но это были два самых невероятных круга в ее жизни. 10 минут изменили все. Девушка-журналист стала летчиком. «Кайф от полета не отпускает до сих пор», — рассказывает Валя.

17 тысяч за час

Девушек в самолетном спорте не так уж мало, как кажется, — процентов 30. Существуют даже женские пилотажные группы. Но в Иванове дело обстоит иначе. Сейчас в Ивановском аэроклубе всего две девушки, увлеченные авиацией. За все те 8 лет, что Валя летает на ЯК-52, авиационным спортом в Ясюнихе занималось около пяти девушек.

«Мужчины относятся к нам по-разному, — говорит Валентина. — У инструкторов чаще всего нет никаких предубеждений. Среди тех, кто далек от этого вида спорта, есть как те, кто считает, что девушка, пилотирующая самолет, — это круто, так и те, кто уверен, что это не женское дело».

Но в большинстве своем авиаторы — мужчины. И чаще всего достаточно состоятельные (либо те, у кого обеспеченные родители, способные финансово поддержать). Дело в том, что увлечение небом по карману далеко не каждому: например, в Ивановском аэроклубе летный час сейчас стоит 17 тысяч рублей. Поэтому спортсмены чаще всего летают не так много, как им хотелось бы.

Где этот вариометр?

Разумеется, у девушек есть особенности психики и восприятия информации, которые иногда требуют особого подхода, говорит Валя. В самом начале пути с девушкой даже произошел забавный случай. Перед первым полетом на ЯК-52 Валя тщательно готовилась, изучала устройство кабины. Но в воздухе из-за волнения обо всем забыла.

«Моей первой задачей было удержать самолет в горизонтальном полете — без снижения и без набора высоты, — вспоминает она. — По переговорному устройству слышу голос инструктора: «Следи, чтобы вариометр был на нуле». Ага, на нуле. Вариометр. Знать бы только, где он…» Спросить Валентина постеснялась и вышла из положения чисто по-женски: нашла прибор, где стрелочка была ближе всех к нулю. «Стрелка стоит на месте, значит, у меня получается», — рассудила ученица. После посадки инструктор похвалил: «Молодец, с горизонтальным полетом хорошо справляешься». «Спасибо! Вот только можно узнать, а где именно находится тот самый вариометр, на который я должна смотреть?» — осторожно поинтересовалась девушка. Секунду инструктор переваривал: «Если ты не знаешь, где он, куда же ты смотрела?» Подошли к самолету, Валя показала. Конечно, прибор был не тот. «Даааа… Держать самолет в горизонте по вольтамперметру — явный признак мастерства. Ну ничего, мы об этом никому не расскажем», — смеялся инструктор.

Полет — это вдохновение

Сегодня Валентина Поцелуева умеет выполнять большинство фигур высшего пилотажа: «штопор», «бочка», петля Нестерова, «переворот на горке» и другие. Ведет блог девушки-летчика в Инстаграме. Участвует в соревнованиях и даже поднимается на пьедестал. Например, в прошлом году заняла первое место в одном из упражнений на Чемпионате Московской области по высшему пилотажу и второе в чемпионате Ивановской области по самолетному спорту на точность приземления. В этом году Валя планирует заявиться на всероссийские соревнования по самолетному спорту в Усмани (Липецкая область) и, возможно, на подмосковный чемпионат. А еще ей было бы интересно поучаствовать в Чемпионате ЮФО в Краснодарском крае.

К сожалению, в России мало соревнований, в которых могут участвовать начинающие летчики, отмечает Валентина. «Соревнования дают мотивацию и веру в себя, — говорит девушка. — Было бы здорово, если бы у тех, кто только начинает летать, было больше возможностей соревноваться».

«Каждый полет в облака — это вдохновение, — рассказывает Валентина. — Там, в небе, где практически не видно земли, на высоте почти в два километра чувствуешь, что живешь…»

Евгения КОЧЕТКОВА