Домой Топ новости В кохомской школе работает «земский учитель»

В кохомской школе работает «земский учитель»

В январе прошлого года в России стартовала программа «Земский учитель». А уже в сентябре ее участники пришли работать в школы сельской местности и малых городов.…

В январе прошлого года в России стартовала программа «Земский учитель». А уже в сентябре ее участники пришли работать в школы сельской местности и малых городов.

В Ивановской области в число «земских учителей» попала Татьяна Ларина — учитель физкультуры, которая приехала в Иваново из Родниковского района. Благодаря федеральной программе она теперь работает в кохомской средней школе №5 и уже получила заветный миллион.

11 победителей

Программу «Земский учитель» инициировал президент России Владимир Путин. Она поможет решить одну из важнейших проблем современного российского образования — дефицит педагогических кадров в сельских школах и в школах малых городов, считают на федеральном уровне.

Победителям конкурса выплачивается миллион рублей. Взамен они должны выполнить ряд условий. «Земские учителя» обязуются отработать не менее пяти лет по основному месту работы и готовы переехать в населенный пункт, который находится на расстоянии не менее 50 км от места его проживания.

В прошлом году в Ивановскую область на предоставление единовременных компенсационных выплат в рамках программы «Земский учитель» из федерального бюджета направили 11 миллионов рублей. На участие в конкурсе было подано более 60 заявок. При выборе победителей комиссия учитывала квалификацию педагога, его возможность преподавать смежные дисциплины. Дополнительные баллы добавлены учителям, готовым переехать вместе с семьей в сельскую местность более чем за 100 километров от места жительства. В итоге 11 человек стали победителями конкурса. Некоторые из них теперь учат ребят младшего школьного звена. Другие ведут уроки технологии, биологии, информатики, географии, физкультуры и ИЗО. Победители работают в школах Кохмы, Заволжска, Родников, Юрьевца и Комсомольска. В кохомские школы по программе трудоустроились сразу несколько учителей. И среди них — Татьяна Ларина.

Мечта сбывается и не сбывается

Она родилась в Палехском районе. Воспитывалась Татьяна Викторовна в семье педагога. Ее мама была учителем начальных классов.

— В детстве хотела пойти по ее стопам. Но ближе к окончанию школы передумала. Я мечтала стать фитнес-тренером, поэтому выбрала факультет физической культуры в Шуйском педагогическом институте, куда без труда поступила, — говорит Татьяна Викторовна.

Спорт и физическая культура с детства были ей близки. Татьяна Ларина любила кататься на лыжах, увлекалась волейболом, настольным теннисом и шахматами. Неоднократно участвовала в составе школьных команд на соревнованиях районного уровня и побеждала на них. При этом девушка хорошо училась, занимала призовые места в школьных и районных олимпиадах по русскому языку и биологии.

Поступив в институт, Татьяна Ларина также много времени уделяла учебе и спорту: играла за сборную команду университета, ходила на занятия по шахматам. Постепенно она шла к своей мечте — быть фитнес-тренером. Но мечта изменилась, когда у студентки началась практика в школе.

— Я поняла, что быть учителем — моя профессия и призвание. Я увидела работу профессионалов своего дела — коллег, которые отдали школе десятки лет. Мне захотелось быть хоть немного похожей на них. А для этого, конечно, нужно постоянно развиваться и совершенствоваться. Во время практики в школах я внимательно наблюдала за наставниками, искала подход к детям, училась на своих ошибках. Да я и до сих пор учусь! В педагогической профессии никогда не будет такого, что всё знаешь. Меняются поколения, общество, оснащение школ. И учитель должен быть готов к новому, осваивать, изучать, то есть быть на одной волне с учениками, родителями и коллегами, — отмечает Татьяна Викторовна.

В институте она получила сразу две специальности — учитель физической культуры и учитель биологии. Затем молодой педагог вернулась в Палех. В населенном пункте всего одна школа, и штат сотрудников в ней в тот момент был полностью укомплектован. Тогда девушка трудоустроилась в детский сад воспитателем, хотя по-прежнему мечтала о работе в школе. А через год Татьяна Ларина уехала в Родники. В школу № 3 требовался учитель физкультуры, и молодой педагог, не раздумывая, перешла в это образовательное учреждение.

Это был первый серьезный педагогический опыт, признается Татьяна Викторовна. Приходилось работать с ребятами разных возрастов, однако это не испугало молодого специалиста. Теперь учитель знала, что профессию она выбрала правильно.

Спустя три года Татьяне Лариной предложили должность директора в малокомплектной школе в селе Парское Родниковского района. Руководящую должность она занимала четыре года. Одновременно учитель вела уроки биологии и физкультуры.

Старт в новую жизнь

Но с Парской школой в прошлом году пришлось расстаться. Но семейным обстоятельствам Татьяне Лариной нужно было в ближайшее время переехать в Иваново. Педагог рассматривала варианты работы в городских школах, однако случайно узнала о программе «Земский учитель». Одной из первых Татьяна Викторовна пришла подавать документы на конкурс.

Из-за пандемии его результаты озвучили только в июне. Татьяна Викторовна уже не верила в свою победу, и новость, что она стала «земским учителем», была неожиданностью.

Педагог предполагает, что, вероятно, важную роль в конкурсе сыграли ее личные достижения. А у Татьяны Лариной их немало. Несколько лет назад она стала победителем всероссийского конкурса «Шахматный всеобуч России». На нем учитель представила свою методику проведения уроков шахмат «Шахматы в движении» (обучение игре детей начальной школы в процессе физкультурных упражнений). Самых активных участников пригласили на всероссийскую конференцию в Сочи. Педагог оказалась в их числе. Кроме того, она выиграла региональный конкурс «Учитель физической культуры XXI века», который проводится на базе Шуйского педагогического института. А ученики Татьяны Викторовны неоднократно становились победителями и призерами на районных и зональных соревнованиях по настольному теннису и лыжам.

— Заслуги учителя всегда ценятся. Призываю всех коллег участвовать в конкурсах. И опыт приобретаешь, и учишься чему-то новому. А грамоты и награды могут пригодиться в любой момент, как пригодились мне в «Земском докторе», — говорит педагог.

Через несколько дней после объявления результатов конкурса Татьяна Викторовна впервые пришла в кохомскую школу № 5, в которой и мечтала работать. Она познакомилась с будущими коллегами и директором школы Натальей Юрьевной Ватутиной — они тепло встретили учителя.

Татьяна Ларина признается, что образовательное учреждение ей понравилось с первого взгляда. В школе имеется вся необходимая цифровая техника, летом в рамках проекта «Детский спорт» был отремонтирован спортивный зал, открыт центр «Точка роста». Приятно было начать работать в современных комфортных условиях, говорит учитель.

Сейчас Татьяна Викторовна ведет уроки физкультуры и биологии, а также занятия по шахматам. Все выплаты по программе «Земский учитель» она  получила еще осенью, затем приобрела квартиру в Иванове.

— Думаю, моя мечта сбылась. Работа у меня интересная. Рада, что веду в школе сразу несколько предметов — в моей жизни нет однообразия. Согласно контракту, заключенному в рамках программы «Земский доктор», я должна проработать в этой школе пять лет. Но я уже так привыкла здесь находиться, что, мне кажется, останусь в ней на долгие годы, — улыбается Татьяна Ларина.

Алена КОРОЛЕВА