Домой Газета В Ермолине мог сниматься «Адмиралъ»

В Ермолине мог сниматься «Адмиралъ»

30 июля в канун Дня железнодорожника «Наше слово» опубликовало материал о станции Ермолино. Статья нашла отклик у наших читателей. Известный районный краевед Николай Николаевич Тяпков предоставил редакции сведения об истории возникновении населенного пункта и развития станции. Публикуем основные этапы ее существования.

Первый поезд прошел почти 150 лет назад

Земли, где расположена современная станция Ермолино, в древности входили в так называемый Еромолин стан, который до учреждения Костромского наместничества относился к Суздальскому уезду. Первое упоминание о нем относятся к началу XVII века в старинных грамотах Шуи:

 — 1619 года 7 июня за сидение в Москве в осаду от Владислава царём Михаилом Фёдоровичем даны Василию Блудову из поместья в вотчину в Ермолином стану деревни Юрино, Пестово и Пережошное.

Отметим, что Пережошное — это нынешняя деревня Пережогино, расположенная в двух километрах от современной станции. В середине XVII века сменился владелец этих земель. Им стал Михаил Осипович Бастанов, а в конце XVIII века окрестными землями владел отставной секунд-майор Александр Каширов. Опись этих земель, входящих в то время в Плёсский уезд, была «учинена 1771 года 24 октября землемером ротмистром Михайловым». Во второй половине XIX века поместье в Пережогине с соседней территорией приобрел «капиталистый крестьянин» деревни Добрынское Николай Иванович Подпорин. Очевидно, именно у него и выкупали землю концессионеры для прокладки железнодорожной ветки и строительства станции. Как мы писали ранее, в 1870 году началось строительство дороги от станции Иваново до Кинешмы. Организация строительства дороги была традиционной для того времени. Вся трасса будущей дороги разбивалась на участки, каждый из которых сдавался для выполнения работ на нем подрядчику, который нанимал местных крестьян. Строительство дороги велось без использования механизмов — только лопата, лом, кирка, кувалда. Но именно эти нехитрые инструменты используются на железной дороге и сегодня. В окрестностях Ермолина сохранился карьер, где брали грунт для подсыпки полотна.

В пятницу 5 февраля 1871 года по этой ветке протяжённостью 87 вёрст прошёл первый товарный поезд. Так появился разъезд Ермолино, который был нужен для пропуска встречных поездов. Позднее с увеличением интенсивности движения по ветке разъезд требовался и для обгона одного поезда другим. Через станцию ежедневно ходил пассажирский состав Иваново – Кинешма, позже появились сообщения Кинешма — Шуя и Кинешма — Новки. Таким образом, к концу XIX века разъезд превратился в станцию и дополнительно получил еще два пути. Здесь производилась посадка и высадка пассажиров, а также погрузка и выгрузка навалочных грузов в небольшом объеме. Уже в то время здесь было пассажирское здание, совмещённое с помещением дежурного по станции, платформа для посадки-высадки пассажиров и стрелочные посты-будки, крытые железом и снабжённые железными печами.

Попала в словарь Брокгауза и Ефрона

В 1893 году была построена ветка Ермолино – Середа, а еще через пять лет — ветка Середа — Нерехта с выходом на Ярославль. Именно тогда Ермолино стало узловой станцией (пунктом пересечения или примыкания нескольких железнодорожных линий, как минимум трёх). На станции смыкались как раз три линии: из Иванова, Кинешмы и Нерехты.

До нашего времени дошли расписание движения поездов Шуйско- Ивановской линии от станции Кинешма и от станции Новки, а также расписание ветви от станции Нерехта до станции Ермолино за 1898 год. Из этих документов следует, что, например, в сторону Нерехты поезда ходили, как и сейчас дважды в сутки утром и вечером. Но если утренний поезд, как и сейчас, следовал до Ярославля, то вечерний от Нерехты шел в Москву. Такой путь в столицу для нас кажется несколько необычным, но тогда он считался единственным — движение до Москвы через Александров будет открыто только через год. А пока в эту сторону поезда ходили только до станции Тейково.

К концу XIX века упоминание о станции Ермолино вышло далеко за пределы железнодорожной линии. Населенный пункт даже попал в один из дополнительных томов знаменитого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона:

 — Ермолино — село и станция железной дороги Костромской губернии Нерехтского уезда; сюда идёт железнодорожная ветвь от города Нерехты (64 версты). В окрестностях Ермолина много бумагопрядильных и ткацких фабрик.

Скорее всего, словарем имеются в виду фабрики, расположенные в окрестных промышленных селах Шуйского уезда: Дунилове, Горицах и Куликове. Их готовая продукция вывозилась гужевым транспортом на станцию и затем шла на ярмарки всей России.

Ермолинское преступление возмутило владимирского губернатора

Архивные документы сообщали, что в начале XX века на станции дважды в неделю производился прием и выдача простой и заказной корреспонденции. Она осуществлялась в специальном почтовом вагоне. Очевидно, именно ценные почтовые отправления привлекли внимание злоумышленников и стали причиной чрезвычайного происшествия, случившегося в 1907 года:

 — 27 мая была ограблена станция Ермолино. Убит телеграфист.  Немедленно из Коврова была выслана сотня казаков для розыска и задержания, скрывающихся в лесах бандитов не только ограбивших станцию, но и других лиц, а также совершивших покушение на убийство чинов полиции. Владимирский губернатор, возмущённый дерзостью преступления, потребовал от полиции скорейшего расследования и задержания бандитов.

Электричество пришло на станцию довольно поздно — в 1948 году, и то только для нужд станционного хозяйства. Освещение и сигнализация до этого времени выполнялись специальными железнодорожными фонарями, коллекция которых и по сей день хранится в музее Ермолинской школы. Существовало несколько их типов. Одни из них предназначались для освещения вагонов, другие выполняли функции сигнальных в руках дежурного по станции.

До реконструкции фильм так и не сняли

Основные архитектурные изменения в Ермолине произошли в конце XIX века. Именно тогда на ней также появился железнодорожный телеграф. Были построены пассажирское здание, совмещённое с помещением дежурного по станции, платформа для посадки-высадки пассажиров и стрелочные посты-будки, крытые железом и снабжённые железными печами. Краснокирпичная станция продолжает выполнять свои функции (ранее ошибочно сообщалось, что первое здание вокзала погибло в огне – прим. Е.П.). Несколько лет назад именно рядом с главной ермолинской достопримечательностью даже планировалась съемка известного фильма «Адмиралъ» с Константином Хабенским и Елизаветой Боярской в главных ролях. Однако приезду столичной киногруппы помешала начавшаяся реконструкция здания. По воспоминаниям местных жителей, перед началом съемок на станцию Ермолино приезжала помощница режиссера картины Андрея Кравчука, которую очень расстроил измененный фасад вокзала. К сожалению, он утратил свой внешний исторический вид. А ведь если бы его ремонт состоялся чуть позже, то память о первоначальном виде векового сооружения с помощью ленты осталась на долгие годы!

А вот водонапорная башня, изначально предназначенная для заправки паровозов, сохранила свой исторический облик и продолжает использоваться для водоснабжения жителей станции. В это же время был построен двухэтажный деревянный дом для служащих станции. К сожалению несколько лет назад это красивое здание было уничтожено пожаром. Жаль, что с развитием современных технологий стало проще сохранять историческое наследие, но мы безвозвратно теряем связь с прошлым.

Справка:

В настоящее время Ермолино — узловая железнодорожная станция в Тимошихском сельском поселении Ивановского муниципального района. Через нее ежедневно, кроме пригородных, проходят поезда Федеральной пассажирской компании: Москва — Кинешма, Санкт-Петербург — Иваново, Самара — Санкт-Петербург. В населенном пункте постоянно проживает 511 человек.

Егор ПЕЛЕВИН

По материалам Н.Н. Тяпкова из первого сборника «Труды Ивановского областного краеведческого общества», посвященного 100-летию Иваново-Вознесенской губернии (2018 год)