Домой Газета В Богданихской школе начал работу экологический кружок

В Богданихской школе начал работу экологический кружок

В этом учебном году в Богданихской средней школе начал работу экологический кружок «Я познаю природу». Руководитель — учитель химии и биологии Татьяна Валерьевна Курганова, педагог дополнительного образования. Учащиеся 5 — 7 классов во внеурочное время занимаются исследованием окружающей среды, ставят опыты и эксперименты.

 

Что уже успели сделать

Для младших школьников показали химическую сказку, провели выход агитбригады в классы на тему «Берегите воду!» — о рациональном и бережном отношении к воде и водным ресурсам. Побывали на выставке, посвященной году экологии, в Ивановском областном архиве.

21 апреля в Ивановском областном центре дополнительного образования детей прошла  областная научно-исследовательская конференция «Молодежь познает окружающий мир», где школьники защищали свои исследовательские работы. От нашей школы в ней приняли участие семиклассник Андрей Лебедев с работой «Определение  качества универсальных почвенных грунтов методом ЦРА почвы и биоиндикационными методами», пятиклассницы Анастасия Курганова и Софья Кузьмина с темами «Изучение влияния продолжительности  светового дня на яйценоскость у кур» и «Исследование загрязненности снега  методом биотестирования». Жюри высоко оценило работы наших учащихся.

О почвах для рассады

Блестяще выступил с презентацией Андрей Лебедев: уверенно ответил на все вопросы и завоевал первое место.

Актуальность его работы в том, что почва — сложный субстрат, в котором микробиологические процессы оказывают существенное влияние на содержание отдельных питательных элементов, что в конечном итоге повышает плодородие почвы.

Цель работы — оценить шесть различных универсальных почвенных смесей и по качеству полученной на этих грунтах рассады определить более сбалансированную питательную смесь. В ноябре 2016 года  было закуплено пять различных универсальных почвенных смесей. Цена каждой была примерно одинаковой (24-28 рублей за 5 литров). Шестую смесь приготовили на основе садовой земли. Каждый пакет был пронумерован (зашифрован).

Эксперимент по определению влагоемкости и ценности почвы проводился с 6 по 30 декабря. В пластмассовые контейнеры закладывали по 100 граммов почвы (взвешивали на электронных весах), на которую помещали одинаковые кусочки бумажной салфетки.

Каждые 2-3 дня почву поливали чистой отстоянной водой из мерного стаканчика, определяли влагоемкость почвы. Оценка целлюлозоразрушающей активности проводилась визуально, по изменениям бумаги.

Эксперимент по выращиванию рассады перцев проводился с 30 января по 31 марта. В контейнеры с ячейками размером 125 куб. см. были посажены семена болгарского сладкого перца по 2 штуки в каждую ячейку, для каждого вида грунта использовано 18 ячеек. Определялись: всхожесть, время, прошедшее с момента посева до появления всходов, время появления зародышевых листочков и первого настоящего листа.

Наилучшие результаты показывают грунты с низким и средним значением содержания основных питательных элементов (азота, фосфора, калия) и высокой влагоемкостью. Рекомендация —  приобретать их для выращивания качественной рассады.

Почему куры перестают нестись

Анастасия Курганова получила диплом за второе место. Ее работа вызвала интерес тем, что она исследовала снижение яйценоскости кур в зимний период. Известно, что многие не разводят кур именно по этой причине.      

Исследования  проводились  с июля 2016 года по март 2017-го на десяти курах, полученных путем скрещивания  породы Ломанн Браун  и петуха Адлерской серебристой породы. Проводился  подсчет общего количества яиц, в конце месяца   определялось число яиц, снесенных одной несушкой.

В ноябре куры были перенесены в зимний птичник, где их поделили на две группы. Первая — контрольная (4 птицы) — содержалась на естественном освещении, вторая — опытная (6 кур) — находилась в помещении с искусственным освещением.

На основании проведенных исследований сделаны следующие выводы.

На яйценоскость кур влияют условия содержания, кормления, линька, но решающим фактором является величина светового дня. Линька снижает яйценоскость в 3,6 раза. В контрольной группе, находящейся на естественном освещении, яйценоскость прекратилась вовсе и возобновилась лишь в феврале 2017 года.

Подопытная группа птиц, подвергавшаяся дополнительному искусственному освещению сразу после линьки, восстановила свою яйценоскость. Рекомендация: в личных подсобных хозяйствах использовать искусственное освещение в зимний период для увеличения яйценоскости кур.

  Не собирай здесь грибы — отравишься!

Софья Кузьмина  получила диплом за третье место.  Целью ее работы было оценить загрязненность среды на разном расстоянии от автомобильной дороги с помощью биотестирования снега (в 50 м от нашей школы проходит оживленная трасса «Иваново-Шуя»).  В декабре 2016 года провели подсчет транспорта на дороге рядом со школой (три раза в течение 15 минут, по методике Губаревой).  Отбор проб снега проводился 14 января 2017 года в четырех точках: рядом с дорогой (у светофора); рядом с входом в школу (50м от дороги); сзади школы в 100 м от дороги и в 150 м от дороги.      Исследования проводились на определение органолептических свойств снеговой воды: цветности, запаха, прозрачности, водородного показателя.  Пробы снеговой воды исследовались методом биоиндикации (по методике Ашихминой) с помощью кресс-салата. 

На основании проведенных исследований сделаны  следующие выводы. Автотрасса «Иваново-Шуя» является среднезагруженной. Подробное исследование снеговой воды вблизи автодороги характеризует ее как опасную для здоровья человека. 

Вода с участков в 50 м и в 100 м от автодороги значительно чище и менее токсична.

 Рекомендация жителям: не собирать грибы и лекарственные растения  вблизи дорог; высаживать вдоль дорожных магистралей  растения, устойчивые к загрязнению окружающей среды, например,  березу, иву. И, конечно же, построить новую школу немного дальше от автодороги.

*  *  *

Самое ценное в работе кружка — изучение природы родного края, пропаганда бережного отношения к окружающей среде. А главное — чтобы человек с детства был рачительным и разумным хозяином на земле.

М.Г. ШУЛЯПНИКОВА, завуч Богданихской средней школы по научно-методической работе