Домой Газета «Учитель — это человек, который учится всю жизнь»

«Учитель — это человек, который учится всю жизнь»

Для кого-то химия — бессмысленный набор элементов, а для кого-то — система, логика и знания, которые можно применить на практике. То же самое можно сказать…

Ольга Михайловна помнит всех своих учеников: «Могу, конечно, забыть имя, но в лицо узнаю всегда!»

Для кого-то химия — бессмысленный набор элементов, а для кого-то — система, логика и знания, которые можно применить на практике. То же самое можно сказать о большинстве школьных дисциплин: в зависимости от уровня преподавания они либо оставляют в тебе представление о мире, желание понять и изучать дальше, либо не оставляют ничего. По случаю Дня учителя мы поговорили с педагогом Ольгой Налимовой об образовании, специфике сельских школ и, конечно, о ней самой.

Ольга Михайловна — учитель химии и биологии в школе села Михалево. Тот случай, когда говорят «больше, чем преподаватель»: педагог с более чем тридцатилетним стажем, школьный омбудсмен, человек, у которого всегда можно попросить совета. А еще Ольга Михайловна и михалевская школа уже, кажется, неотделимы друг от друга. У них даже год рождения/основания — один и тот же!

Влюбилась в школу

О том, почему решила стать учителем, причем учителем химии, Ольга Михайловна говорит кратко: «Нравилось…». Преподавателей в семье не было, «династических» причин выбрать именно эту профессию — тоже.

Работать в Михалевскую школу девушка пришла еще во время учебы на биолого-химическом факультете ИвГУ. «Я пришла 14 февраля 1989 года, училась тогда на пятом курсе, — рассказывает Ольга Михайловна. — День, который потом стали отмечать как День влюбленных. Вот так я влюбилась в Михалевскую школу раз и навсегда…»

Зимой с тех пор исполнится 33 года.

Сейчас учатся дети детей

В первое время молодой педагог работала три дня в неделю. Еще три дня училась в университете. Ученики в тот период были всего лет на пять младше юного преподавателя.

— И как вам работалось при таком раскладе?

— Прекрасно, — улыбается Ольга Михайловна. — Хотя с тех пор мало что изменилось. Мне ж в душе-то шестнадцать!

Педагог добавляет, что общение с детьми, понимание их интересов заряжает и наполняет энергией. За 33 года у Ольги Михайловны училось уже не одно михалевское поколение. «Сейчас учатся дети детей», — типично преподавательская формулировка «дети детей» из уст Ольги Налимовой звучит по-родительски тепло.

Все за всех

Интересно, что вместе с Ольгой Михайловной в школу пришли работать еще несколько девушек-педагогов, и четыре из них работают до сих пор. Да и вообще большой кадровой ротации тут нет: многие преподаватели работают в школе десятилетиями. «А те, кто увольняется по причине переезда, вспоминают это место работы очень по-доброму, — говорит Ольга Налимова. — Все потому, что у нас замечательный коллектив. Все за всех».

В этом тоже скорее всего есть специфика сельской школы. Конфликты, которые неизбежны в многочисленном коллективе большого образовательного учреждения, в сельской школе возникают реже или не возникают вообще. Здесь все на поверхности.

С двумя пересадками

Если бы атмосфера в школе была другой, возможно, Ольга Михайловна давно бы сменила место работы. Живет она в Иванове, причем на противоположном выезду на Михалево конце города. Чтобы добраться на работу без спешки, нужно встать в пять утра, а потом ехать общественным транспортом с двумя пересадками. «Было время, ходил заводской автобус от дома и до Михалева, — вспоминает Ольга Михайловна. — Сейчас, конечно, ездить не так удобно. И, может быть, я бы давно перешла в городскую школу, работала бы прямо за своим домом. Но — коллектив, очень хорошие добрые дети. И такого желания не возникает».

Очень помогает то, что во всех вопросах идет навстречу руководство школы, отмечает Ольга Михайловна. В этом году у преподавателя два методических дня в неделю — это время, когда преподаватель остается дома и работает дистанционно: готовится к занятиям, составляет планы, смотрит обучающие вебинары, «Учитель — это человек, который учится всю жизнь», — отмечает преподаватель.

Часто выбирают на ЕГЭ

Химия — предмет для старшеклассников, но Ольга Михайловна работает и с начальным, и со средним звеном школы. Она преподает одновременно химию и биологию, ведет занятия для самых маленьких учеников. В городе учителя-предметники обычно преподают что-то одно — либо химию, либо биологию — но эти науки тесно пересекаются, и метапредметность позволяет детям лучше понимать оба предмета. «Я могу на уроке химии привести пример из биологии. И наоборот», — говорит Ольга Михайловна, отмечая, что это в целом тренд современного образования — доносить информацию так, чтобы ребенок мог применять свои знания на практике.

В итоге химию и биологию в Михалевской школе ученики каждый год выбирают для экзаменов по выбору на итоговой аттестации. И успешно сдают, поступая в профильные вузы — химико-технологический, медицинский. «К ЕГЭ мы с детьми, конечно, очень много готовимся, — говорит Ольга Михайловна. — В последнее четыре-пять лет экзамены стали сложнее, и это совсем не «угадайка», как многие считают».

В целом она положительно относится к единому госэкзамену как к более совершенной и многоаспектной системе оценки знаний выпускников. «Традиционные билеты человек может просто вызубрить. Чтобы успешно сдать ЕГЭ, важно понять предмет», — говорит педагог.

Дети умеют слушать

Однако занятиями с детьми по школьной программе работа Ольги Михайловны не ограничивается. В школе ведется большая воспитательная работа: это и трудовые отряды, и экологические конференции, и конкурсы. Много внимания уделяется патриотическому воспитанию. Дети участвуют в вахтах памяти 9 мая, пишут письма неизвестному солдату, помогают формировать школьный музей, знают о чернобыльских и бесланских событиях. Все это помогает им помнить, уважать и уметь анализировать историю своей страны.

«Если есть возможность, мы с детьми ездим на экскурсии, например, в Москву, — рассказывает Ольга Михайловна. — Однажды были на пешеходной экскурсии: очень удобно добрались на «Ласточке», побывали на Красной площади, в Мавзолее. Здорово, что дети умеют слушать экскурсовода, они открыты к новой информации, им интересно».

Когда эпидемиологическая ситуация позволит, Ольге Михайловне хочется съездить с детьми в Белоруссию: «Брестская крепость, начало войны. Мы много говорим с детьми об этом периоде в школе. Надеюсь, получится показать им часть этой истории вживую».

Школьный омбудсмен

А еще Ольга Михайловна уже много лет занимает в Михалевской школе неофициальную должность детского омбудсмена — уполномоченного по правам учеников. К ней можно прийти с любым вопросом и попросить совета или поддержки.

— Подростки обычно закрытые и неохотно делятся своими проблемами, — спрашиваю у педагога. — Неужели они реально приходят со своими сложностями к учителю?

— Не обо всем можно сказать родителям, — объясняет Ольга Налимова. — И потом, они знают: то, чем они поделились, я никому не передам ни за что и никогда. То, что знает Ольга Михайловна, не узнает никто…

Евгения КОЧЕТКОВА