Творчество — самое полезное дело

Творчество — самое полезное дело

Фотография в моей жизни

В фойе Богданихского культурно-досугового центра размещена выставка фотографий Валерия Артамонова — местного жителя, участника художественной самодеятельности КДЦ. Возле этой выставки задерживаются буквально все, кто приходит в центр.  И понятно — почему: каждый снимок так выразителен, что хочется рассмотреть и запомнить. Причем, работы во всех представленных жанрах — пейзаж, портрет, натюрморт, жанровый снимок — сделаны мастерски.

Мы попросили Валерия Владимировича рассказать читателям «Нашего слова» о своем увлечении.

 

В детстве я любил рисовать. Когда учился в школе, ходил в изокружок во Дворец пионеров на ул. Батурина, и потому в пятом классе тетя подарила мне фотоаппарат «Смена-8». Это был дорогой подарок,  жили мы тогда бедно. Помню цену фотоаппарата — 12 рублей 50 копеек. Снимки мамы и сестры составили первые фотографии семейного архива. Позже, учась в техникуме, выпускал фотогазету. Я был старостой группы и на снимках отражал нашу студенческую жизнь: занятия,  работу на картошке, спортивные соревнования. Фотоувеличитель купил сам. Стоил он тоже 12-50 рублей. Затем, в техникуме же, я стал кинолюбителем. Снимал на 8-миллиметровой пленке, затем 16-миллиметровой. Фильмы были цветные и черно-белые.

Получил специальность радиотехника и уехал на работу в Севастополь. Прекрасный крымский город предстал передо мной во всей красе, и, конечно, очаровало море, которое я увидел в первый раз. Фотографировал много, сразу старался придать снимкам художественность, где светотени играют большую роль. Дальний план в сочетании с ближним делал снимки объемными.

В Центральном конструкторском бюро «Черноморец», где я работал поначалу, участвовал в фотовыставках и занимал призовые места. Затем перешел на работу на радиозавод и много ездил по стране в командировки. Снимал красоту России от Камчатки до Прибалтики, от Батуми до Мурманска. Киев, Москва, Ленинград, Владивосток, Рига и другие города отражены в моих фотографиях тех лет.

Все снимки первоначально были черно-белыми.  Пленку заряжал в темноте. Потом надо было ее проявить, высушить, приготовить химреактивы, отпечатать фотографии — в общем, дело хлопотное. Цветная фотография расширила возможности творчества. Такие снимки создают объем и эффект присутствия на месте событий. Постепенно пришел опыт, которым хочется поделиться.

Первое правило хорошего фотографа — это то, что с фотографией надо работать и во время съемки, и после нее. Кадрировать фотографию следует обязательно, иначе она выглядит неряшливо. Обрезать все лишнее, что мешает восприятию. Передний план должен быть обязательно, это создает объем и эффект присутствия. И самое главное — надо много снимать. Из ста кадров выбрать три, лучшие.

Самое сложное в фотографии — выбор точки съемки, особенно при съемке архитектуры. Рельефность фасада подчеркивает боковое освещение при низком солнце. Пейзажи и архитектуру зданий необходимо снимать при низком солнце, утром и вечером.

Фотография — это светопись. Свет и только свет решает многое в фотографии. Постановка света, дополнительный свет через отражатели и софиты имеют очень большое значение в качестве фотографии. Очень важна для развития фотографических навыков портретная съёмка. Можно начинать с автопортретов. Так как сам являешься и моделью, и фотографом, то можно снимать всегда и при любых условиях.

А вообще, чтобы делать хорошие портретные снимки, надо любить людей.  Общение с тем, кого фотографируешь, обязательно. Такие фразы как «Думайте о чем-то хорошем, вас снимают» тактически нужны, чтобы раскрыть характер человека  и вызвать мягкую улыбку. К фотографии необходимо относиться серьезно, ибо это срез эпохи, и ваши фото могут стать историческими. К примеру, природа меняется, а вы ее фиксируете в том экологическом состоянии, которое есть. Это будет важно для будущих поколений, для сравнения природной среды.

Съемка храмов очень важна. Высокий дух этих строений требует высокого качества снимков. Обязательно надо включать ветку дерева сверху, что оживляет передний план и делает снимок объемным. Съемка крестного хода в центре города может стать уникальной, так как это историческое событие. Съемка внутри храма возможна по благословлению батюшки. Интерьер храма и поведение верующих создают красочную картину. Хорошо, когда солнце светит в окна храма. Надо знать, в какое время солнце заглядывает в храм, и специально дожидаться такого момента.

Наличники деревянных домов — отдельный вид фотографии, где резьба по дереву отражает дух народа с древних времен. Наличники жилых домов отражают благосостояние хозяина дома. Богатый человек мог себе позволить красивые наличники с богатой отделкой, кокошниками и подолом. Бедный человек позволял себе скромные наличники, но простота их бывает более изысканной, нежели сложный фигурный наличник.

Очень интересна спортивная съемка. Современные фотоаппараты позволяют снимать сразу 12 кадров в автоматическом режиме, что дает возможность выбрать наилучшие фазы движения спортсменов.

Сюжетная съемка очень художественна и интересна. Уличные зарисовки детей и их родителей, поведение детей на праздниках, праздничные события в городах и селах — все это должно быть интересно для любознательного фотографа. Фотообъективы обязательны, так как они позволяют сделать разноплановые снимки. Приближается фон, что более соответствует глазу человека при рассматривании пейзажа и человека на фоне пейзажа.

Вот краткие рекомендации фотографам, и главное, что нужно запомнить: фотография — серьезное дело и требует большой работы. Некачественные фотографии смазывают жизнь и отторгают желающих от занятий этой работой, хорошие зажигают и дают импульс для увлеченного занятия художественной фотографией.

Творчество — самое полезное дело в жизни. Человек живет полноценно, когда он занят творчеством. Фотография для этого — самое подходящее занятие с учетом возможностей современной аппаратуры. Кино может стать продолжением и увлечет еще больше, ибо динамика этого вида творчества, где добавлен звук, удваивает творческие возможности.

Валерий АРТАМОНОВ, д. Богданиха