Домой Газета Шаг к самостоятельной жизни.

Шаг к самостоятельной жизни.

Как правильно вести себя в театре, транспорте, больнице, на почте? Как управляться со стиральной машиной и газовой плитой? Как грамотно написать резюме, чтобы поступить на работу? Этому не учат ни в одном вузе страны. Однако всем вышеперечисленным знаниям обещают научить воспитанников кохомской коррекционной школы VIII вида.

На днях в образовательном учреждении открылся кабинет социально-бытовой ориентировки (СБО). Новый предмет, уверены преподаватели, непременно пригодится детям: он поможет им лучше ориентироваться в современной жизни, разовьет самостоятельность.

На практике ребят обучат тому, как правильно делать покупки в магазинах, считать деньги, отправлять письма и даже ухаживать за маленькими детьми, а также — обычной стирке, глажке, приготовлению пищи, мытью посуды и уборке помещений. Правда, сначала школярам все объяснят на теории. Их познакомят с инструкциями стиральной машины, утюга, газовой плиты и другой домашней техники. Объяснят правила поведения в театре, музее и общественном транспорте.

Полезные занятия

Первые уроки — вводные. Учащимся 5-9 классов рассказали о специфике «жизненного» предмета, показали кабинет, где будут проходить полезные занятия. А он — отчасти напоминает обычную кухню в жилой квартире. Стандартный «фартук» из кафеля над газовой плитой, умывальник, различные шкафчики, столовая посуда, стиральная машина. Но, это одна зона. Помимо стандартной хозяйственно-бытовой «половины» в уютном и светлом кабинете есть — учебная.

— Здесь ребятки за партами будут изучать теорию, — комментирует директор коррекционного учреждения Людмила Тарасова, — выполнять задания, чертить, читать. Наши педагоги расскажут им о социальных нормах и правилах поведения в обществе, научат правильно общаться. Старших детей мы постараемся обучить составлению резюме для поступления на работу.

В будущем ученикам коррекционной школы предстоит стать мамами и папами, а, потому многое из нового предмета им непременно пригодится, уверены преподаватели школы. «В рамках уроков СБО мы научим наших деток, как обслуживать себя и своих близких дома, — продолжает Людмила Тарасова, — как готовить пищу, кормить, купать и даже менять памперсы малышам. Научим их пользоваться услугами служб быта: парикмахерскими, сапожными мастерскими, прачечными, учреждениями торговли, связи, культуры, здравоохранения; научим организовывать свой досуг. Наши преподаватели будут выводить ребят в «жизнь» группами».

Непростой контингент

Ученический контингент в коррекционной школе — непростой: здесь обучаются свыше 60 детей с задержкой умственного развития. Из них порядка 20% — это инвалиды, имеющие заболевания ДЦП; аутисты. Около 70% школьников — это ребята из неблагополучных семей. А потому введение в образовательном учреждении полезного предмета СБО диктует сама жизнь. После окончания учебного заведения ее выпускники должны быть максимально готовы к самостоятельной жизни.

Сами ученики полезность нового предмета уже оценили: «Предмет интересный, — отвечают они поочередно. — Когда вырастем  — все, что нам здесь расскажут, — пригодится!».

— Хотелось бы поблагодарить региональный департамент образования за помощь в организации кабинета СБО, приобретения оборудования для него, — продолжает директор школы Людмила Тарасова. — Было непросто с поиском для него помещения, поскольку здание у нас невелико, но мы нашли выход, и кабинет, который будет готовить детей к самостоятельной жизни, мы все же открыли. В этом году мы также открыли логопедический кабинет, привлекли к обучению молодого педагога. В учебном помещении есть зона для коррекции произношения,  для развития моторики, информационный уголок, рабочие места для учеников и преподавателя.

Кстати, молодой логопед за время двухлетней практики в коррекционном учреждении, уже успела выделить два основных дефекта у современных деток. У ребят старшего звена — это проблемы с письменной речью. У малышей — к сожалению, зачастую, полное отсутствие речи.

Необучаемых нет

— С годами детки поступают все тяжелее, — с огорчением говорит Людмила Тарасова. — Такова сегодняшняя тенденция и это печально. Причина — не социальная запущенность ребят, а серьезные  последствия родовых травм, лечения мам во время беременности, врачебных ошибок, ранних детских наркозов.

Например, к нам поступили близнецы, которые плохо разговаривали вплоть до четвертого класса. Сейчас говорят и говорят очень хорошо. Динамика есть. Необучаемых деток нет. С любым ребенком надо просто заниматься. Скажу, что в процессе обучения нам очень помогает сенсорная комната, которую мы открыли в прошлом году. В штате у нас также есть психолог. С этого года за счет внутренних резервов мы вводим ставку педагога-организатора. Со следующего учебного года мы будем работать по ФГОСам с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в начальном звене. Будет разработано много программ реабилитации детей в соответствии с рекомендациями медиков и психологов. И что важно: разработаем индивидуальные маршруты обучения ребят.

В чем нуждается сегодня школа? По словам директора, учреждению крайне необходим класс глубокой коррекции. Однако пока для него в школе нет ни помещения, ни педагогов. Пока здесь самые сложные детки обучаются в общих классах. Правда, занимаются по индивидуальным программам.

К сожалению, на сегодняшний день в школе нет и необходимых педагогов-тьютеров, в результате, их роль зачастую выполняют родители. Но это проблема уже общероссийская, подытоживает Людмила Тарасова.

Ольга БАЛЯНОВА