Домой Газета Самое красивое село России

Самое красивое село России

Учитель Ермолинской школы Валерий Николаевич Андрианов недавно организовал для своих коллег туристическую поездку в село Вятское, что в тридцати километрах от Ярославля, в Некрасовском районе.…

Учитель Ермолинской школы Валерий Николаевич Андрианов недавно организовал для своих коллег туристическую поездку в село Вятское, что в тридцати километрах от Ярославля, в Некрасовском районе. Напросилась в экскурсию и я, и теперь хочу рассказать о ней читателям. Многие, наверное, не только не бывали в том селе, но даже и не знают, что два года назад Вятское стало первым участником Ассоциации самых красивых деревень России.

Баня, родник и молотилка

После долгой дороги автобус останавливается в центре села на специальной стоянке для туристского транспорта. Она играет роль смотровой площадки, с которой хорошо видна ландшафтная структура села — с горки на горку. Справа внизу — река Ухтанка, слева — мемориальный сквер в честь земляков, погибших на Великой Отечественной войне. Рядом детский городок, а позади стоянки на самом высоком месте  — православный храм с колокольней. Между стоянкой и церковью — березовый парк. Там пестреет разноцветным штакетником поляна, на ней видны какие-то деревянные скульптуры, огромные качели.

Решаем сначала спуститься к реке. Ряд старых бревенчатых бань стоит вдоль берега, на первой вывеска «Музей. Русская банька по-черному». Проходим мимо, я мысленно хвалю находчивость устроителей такого музея. Смотреть внутри там нечего: печка-каменка с котлом, полок, шайки и веники. Но ведь это старая парилка, не построенная специально для показа, а древняя — без трубы и электричества.

Переходим на ту сторону реки по пешеходному мостику. Первая достопримечательность на этом берегу — мозаичная скульптурная композиция во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник». Здесь струится из родника вода, которая считается целебной. Источник открыт еще в позапрошлом веке, но облагорожен несколько лет назад. Над ним установлена икона, внизу  уложена плитка, чтобы людям было удобно набирать воду. Тот, кто захочет окунуться, может сделать это на соседней улице. Там расположена часовня-купель, куда поступает вода из источника.

Идем дальше вверх по улице и останавливаемся возле странной машины. Она стоит на бетонном постаменте, под навесом. Оказывается, это музейный экспонат, на табличке написано: «Молотилка. Германия, 1930 год». Такие молотилки поставлялись в СССР в 30-е годы прошлого века в период сотрудничества с Германией.

Не удивительно, что машина сохранилась: благоговейное отношение к старине видно в Вятском на каждом шагу. Это отреставрированные здания, пожарная каланча, обилие таких музейных экспонатов, каких нигде, наверное, больше и не увидишь. Причем, найдены они были жителями на чердаках старинных домов и не выброшены, как хлам, а принесены в музей.

В облике сельских улиц сохраняется стиль ушедших веков. В Вятском тоже много новых частных домов, но они не отгорожены от мира глухим металлическим забором, как зачастую делают у нас состоятельные граждане. Там по-прежнему радуют глаз прохожих цветы в палисадниках, овощи на грядках.

А молотилка, как мы потом узнали, принадлежала здешнему колхозу «Красный луч». Он образовался в 1930 году, затем дважды был укрупнен и к началу 90-х годов представлял собой преуспевающее многоотраслевое хозяйство, колхоз-миллионер.

Теперь его, конечно, нет, и многим трудоспособным жителям Вятского приходится  ездить на работу в Ярославль.

Почему село хотело стать городом

С удовольствием погуляв по заречному району, возвращаемся к стоянке, и пока Валерий Николаевич Андрианов отправляется в ближайший музей, чтобы заказать экскурсию, мы идем в березовый парк, благо он рядом.

Наверное, именно  здесь в давние времена селяне собирались на праздник Красной горки. Все к этому располагает: деревья стоят не часто, образуя несколько небольших полянок. Так и мерещится народное гулянье,  группы веселых нарядных людей.

А вот и разноцветный заборчик. Оказывается, это музей под открытым небом, называется «Русские забавы». Увидеть бы в действии или даже поучаствовать в старинных играх и потехах, но на входных воротцах замок.

Но вот Валерий Николаевич зовет нас в музей русской предприимчивости,  он расположен через дорогу от транспортной стоянки в старинном купеческом особняке. Второе название — «Музей истории села, которое захотело стать городом».

В центре основного зала установлен большой макет села, на котором показано, как оно будет выглядеть после полной реконструкции. До ее завершения еще далеко. В Вятском более 50 старинных зданий, и многие  из них ждут восстановительных работ.

Экскурсовод объяснила второе имя музея. Начавшийся три столетия назад отход крестьян на сторонние заработки не миновал и Вятскую волость. Уходили на заработки в города, в основном в Петербург. Это были потомственные кровельщики и печники. Мастера так ценились, что по требованию Петра Первого около десятка семей из Вятского в начале 17 века были переселены в столицу на Неве.

Среди вятских крестьян бытовала пословица: век живи на стороне, а дом держи по старине. И строили они дома в родном селе на отцовском месте, один лучше другого, но на городской манер. Так сложился непривычный для сельского поселения облик села, которое хотело стать городом.

Вятские крестьяне были государственными, занимались торговой и промышленной деятельностью. Потому большинство экспонатов в музее явно не крестьянского быта. К примеру, богатая коллекция музыкальных шкатулок, шарманок-органолл. И все они в рабочем состоянии, так что экскурсовод не только рассказывала об инструментах, но и демонстрировала их в действии. На дореволюционных семейных фотографиях — прекрасно одетые дамы и господа в позах собственного достоинства, то есть с уверенным  взглядом и гордо поднятой головой.

Село в прошлом было очень богатое, не случайно в годы раскулачивания репрессиям подверглись более пятидесяти человек, в основном, с купеческими корнями.

«Дедушко-голубчик, выкини огурчик»

Во втором зале музея рассказывается об основном промысле вятских крестьян — огуречном. С середины XIX века в Вятской волости в силу благоприятных природных условий начинает активно развиваться огуречный промысел.

Экскурсовод рассказала, что огурцы в здешних огородах растут без полива. Почва — черный подзол, и много подземных вод.  Большую часть соленых огурцов в старину вывозили в Архангельск. В 1906 году, например, из Вятской волости было вывезено около 8190 тонн огурцов. Свежие огурцы складывали в специальные телеги в виде желоба. Сзади был ящик, который заполняли большими переросшими экземплярами. Ребятишки уже поджидали обоз вятских огуречников и кричали: «Дедушко-голубчик, выкини огурчик. Дядя дорогой, выкини другой». И вятские крестьяне давали ребятишкам огурцы, а дети за это поили и сторожили лошадей.

В настоящее время огуречный промысел почти свернут. Но, по словам экскурсовода, местные предприниматели планируют возродить его в больших масштабах.

Там хорошо в любое время года

В Вятском в настоящее время десять музеев. Очень хотелось побывать в политехническом «Удивительный мир механизмов и машин», в музее кухонной машинерии и «Детском мире», но не удалось в силу того, что приехали поздновато (посетили по пути музей-усадьбу Н.А. Некрасова в  Карабихе). Перед поездкой в Вятское прочитала, что в политехническом представлены различные старинные станки, механизмы и приборы, начиная от прялок-чесалок, токарных и прочих станков и до музыкальных шкатулок, кинопроекторов и фотоаппаратов. Есть зингеровские швейные машинки — мечта советской женщины. Целая комната посвящена 50-м годам:  магнитофон, видимо один из первых в СССР, радио, телевизор, в линзе которого перед экраном налита вода и получается увеличительное стекло.

Музей  «Детский мир» — это собрание старых игрушек прошлого и даже позапрошлого веков, но в основном советского периода.

Постараюсь побывать в Вятском еще раз. Здесь  интересно туристам любого возраста и в любое время года. В музеях действуют интерактивные программы, проводятся  традиционные и новые праздники, проходят всероссийский Некрасовский праздник поэзии, фестиваль «Дни Некрасова в Вятском», детские экскурсионные туры «Некрасовская Русь», а также ежегодный фестиваль «Провинция — душа России», идейным вдохновителем которого является известная оперная певица Любовь Казарновская.

*  *  *

Для вступления в Ассоциацию самых красивых деревень России критерии отбора довольно строгие — эстетические, архитектурные, историко-культурные. Одно из условий — наличие природных памятников. Деревня должна быть жилой, а не занята только музеями, и все жители должны быть согласны на участие в ассоциации.

Возможно, в будущем в ней будет представлен и наш регион.

Галина ДЕМИДОВА