Домой Газета С коронавирусом невесело готовиться студентам к сессии

С коронавирусом невесело готовиться студентам к сессии

Ещё совсем недавно никто и представить себе не мог, что когда-нибудь без маски и перчаток не сможет зайти даже в продуктовый магазин. С необходимостью изменить свою работу в связи с пандемией коронавируса столкнулись все российские учреждения. Не стала исключением и система высшего образования.

Поскольку этим летом многим выпускникам школ Ивановского района предстоит поступать в университеты, мы узнали, как вузы региона перестроили свой образовательный процесс в связи с наложенными из-за коронавируса ограничениями.

Трудности домашнего образования

В первые дни самоизоляции Министерство науки и высшего образования РФ обозначило два сценария развития событий в нашей стране. По первому из них временный переход на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий должен был рассматриваться только при ухудшении эпидемиологической обстановки и угрозы заражения обучающихся и работников образовательной организации.

Второй и более оптимистичный сценарий предполагал перевод отдельных студентов на обучение по индивидуальному учебному плану. Такой план должен был пойти в ход при некритичной эпидемиологической обстановке в регионе.

Большинство преподавателей и студентов были настроены оптимистично, но вирус распространялся стремительно, и меры безопасности были приняты беспрецедентные. С таким вызовом, как переход на дистанционный формат весной 2020 года, российская система образования столкнулась, пожалуй, впервые.

«Дистанционка» – это не каникулы

Осваивать новый формат образования учащимся и преподавателям пришлось нелегко. Платформы для онлайн-обучения оказались не готовыми к такому наплыву студентов. Кроме того, не в каждом учебном заведении уже была разработана система проведения дистанционных лекций и семинаров.

«Учеба по интернету на карантине нам уже надоела, – рассказывает студентка Ивановского государственного химико-технологического университета Татьяна. – Лично я так и не привыкла к «дистанционке». Качество обучения низкое. По графику я учусь рядом с компьютером с двенадцати дня до семи вечера. Из-за постоянных онлайн-трансляций лекций свободного времени совсем не остается. Да и наш университетский сайт «Мудл» постоянно дает сбои. Не знаю, как в такой ситуации мы будем сдавать экзамены. В этом семестре материала очень много и он довольно сложный, а помогать нам никто не хочет. От такого формата я не в восторге. Мне проще общаться с однокурсниками и преподавателями вживую.

Бумеранг знаний

В Ивановском энергоуниверситете собственная онлайн-платформа «Бумеранг» существовала уже давно. Но она функционировала лишь для кафедры менеджмента. В период пандемии ей стал активно пользоваться весь университет. Из-за большой нагрузки программа начала давать системные сбои, из-за которых студенты не могли оперативно выполнить свои задания.

 

«Я учусь на заочном отделении, поэтому для меня процесс обучения изменился минимально, – рассказал студент-магистрант ИГЭУ Павел. – Мы и раньше сдавали работы через систему «Бумеранг». Но из-за большой загрузки работать через нее стало крайне трудно. Когда в ней одновременно создавали очень много заданий, система просто переставала работать. Иногда мы не могли сохранить задания, и их приходилось вносить в базу заново».

По словам Павла, курсовые студенты защищали тет-а-тет с преподавателем. «Для нас это было очень страшно, да и сдача экзаменов проходила напряженно, – отметил студент. – Все преподаватели в один момент стали выкладывать задания в таком огромном количестве, что для того, чтобы все сдать в срок, мне пришлось усиленно заниматься и не спать пару ночей».

Экзамены на удаленке

Для студентов ИвГУ сдача экзаменов прошла спокойно. Преподаватели с пониманием отнеслись к непростому положению студентов, отмечают наши собеседники.

«Лично для меня эта сессия прошла не так волнительно, как другие, – говорит студентка филфака. – Из четырех экзаменов три я сдала автоматом. Поэтому нынешняя летняя сессия впервые прошла без успокоительных. Не было ночей, проведенных за зубрежкой, после которых ты благополучно забываешь все, что учил. Нам просто выставили экзаменационную работу на сайт «Мой университет» и дали ограниченное время на выполнение. Подготовки особо не было, нам не сказали темы для подготовки, даже не намекнули. Неопределенность пугала, списать было просто невозможно, потому что варианты у всей группы разные. Несколько раз все переделывала перед отправкой. Боялась из-за того, что лекционного материала мы получили мало, но все же получила четверку, думаю, что заслуженную».

Студенты направления журналистики говорят, что быстро приспособились к учебе по удаленке, но отмечают, что пострадало качество обучения. «С выполнением заданий особых проблем не возникало, но каких-то новых знаний я не получила. Мне было сложно общаться с научным руководителем по поводу своей курсовой работы, – отметила одна из студенток кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью. – Ответы на все наши вопросы приходили по почте очень медленно и односложно, мол, разбирайтесь сами. Посещаемость дистанционных занятий не изменилась. Студенты обязаны участвовать в таком обучении. За пропущенные семинары и лекции преподаватели ставили прогулы».

Дома хорошо, а в вузе лучше?

В ИГХТУ экзамены начались только 15 июня (у большинства вузов сессия стартовала в начале лета). В учебном заведении пояснили, что ее сроки сдвинулись из-за недели, которая в апреле в связи с коронавирусом была объявлена нерабочей.

«Все экзамены проводятся в штатном режиме. Для нас дистанционка никак не повлияла на процесс сдачи, – рассказала студентка второго курса ИГХТУ Полина. – Преподаватели не дают нам никаких поблажек, постоянно что-то требуют. Порой выполнить все задания в билете на удаленке было сложно. Вживую сдавать экзамены легче».

То, как встретят студенты следующий семестр, пока неизвестно. Останутся университетские пары виртуальными или снова будут проходить в аудиториях, мы узнаем ближе к сентябрю.

Арина Завьялова, студентка направления журналистики Ивановского государственного университета