Домой Газета Радист с «Героического Севастополя»

Радист с «Героического Севастополя»

Восемь боевых походов в полярных морях на счету Леонида Ивановича Яровицына, прошедшего боевой путь радиотелеграфистом в экипаже подводной лодки Северного флота. Но на фронт он ушел уже орденоносцем.

Родился Леонид Яровицын в деревне Бурмакино, что между Шуей и Кохмой. Родители его работали в Кохме: отец — на льнофабрике, мать — прядильщица на хлопчатобумажном комбинате. В шестнадцать лет после окончания школы юноша по стопам родителей тоже пришел в Кохму, поступил рассыльных на хлопчатобумажный комбинат, затем был определен учеником счетовода.

В 1935 году, когда подошло время призыва в армию, его направили на флот. Морскую науку начала постигать в электроминной школе Балтийского флота, был определен в группу радистов. За короткое время молодой матрос стал лучшим радистом Балтийского флота. На одном из соревнований принял 140 знаков в минуту при отличном качестве расшифровки сигналов.

Для прохождения дальнейшей службы главстаршину Яровицына направили на подводную лодку Северной военной флотилии, на основе которой через годы был создан Северный флот. Требования к экипажу были очень высокие. Во многих учениях участвовали подводники.

Во время службы нашему земляку довелось участвовать в мирной спасательной операции, вошедшей в историю освоения Актики. После одного из походов в начале 1938 года, когда экипаж подводников находился на отдыхе, радист Яровицын был вызван в штаб и направлен на ледокольный пароход «Мурман». Пароход вместе входил с состава экспедиции, которой предстояло эвакуировать с дрейфующей льдины участников первой в мире дрейфующей станции «Северный Полюс» («СП-1»), полярников, ставших легендой: И.Д.Папанина, П.П.Ширшова, Е.К.Федорова, Э.Т.Кренкеля.

Во время плавания к берегам Гренландии, куда дрейфовала таявшая с каждым днем льдина, Леониду Яровицыну сразу же удалось установить связь с радистом экспедиции Эрнестом Кренкелем и радиостанцией редакции газета «Комсомольская правда». В то время вся страна следила за развитием событий по спасению участников экспедиции. Ответственность была необычайная. 19 февраля полярники были уже на бортах подошедших судов: Ширшов и Федоров на «Таймыре», а Кренкель и Папаниным — на «Мурмане».

Вот как Эрнест Кренкель в своей книге «RAEM — мои позывные» рассказывал о тех днях: «Уже на «Мурмане» узнали переданный по радио приказ исполняющего обязанности начальника Главсевморпути Георгия Алексеевича Ушакова: «Приказываю с 19 февраля сего года 16 часов считать станцию «Северный полюс» закрытой и исключить ее из списка полярных станций Главсевморпути. Личный состав станции полагать на борту ледокольных пароходов «Таймыр» и «Мурман». Наблюдение в эфире за сигналами радиостанции UPOL прекратить».

Эту радиограмму, видимо, принимал наш земляк. За участие в выполнении этого важнейшего правительственного задания главстаршине Яровицыну был вручен орден Трудового Красного Знамени. Мирный орден военному моряку!

После увольнения в запас Яровицын вернулся домой, женился, родилась дочь. Но недолго пришлось побыть на гражданке — началась война. На третий день его вызвали в Кохомский военкомат и сказали, чтобы ждал повестку.

В начале сентября 1941 года он прибыл в наркомат Военно-Морского флота и был направлен на Черноморский флот. К лету 1943 года проходил службу в экипаже подводной лодки С-14 входившей в состав Каспийской флотилии.

Весной 1943 года лодка в составе отдельного отряда подводных лодок совершила переход из Баку на Север по маршруту: Астрахань — Волга — Рыбинск — Северо-Двинский канал — Кубенское озеро — Сухона — Северная Двина — Архангельск и вошла в состав Северного фдота. В июне корабль приказом наркома ВМФ получил имя «Героический Севастополь».

Начало боевой карьеры главстаршины Яровицына началось в начале января 1944 года, первый боевой поход. За ним последовали еще 7 походов в которых, как указано в наградных документах,: «обеспечил своевременность и правильность радиограмм, что обеспечило кораблю своевременный выход на курс следования конвоев противника».

За участие в потоплении вражеских судов награжден двумя боевыми орденами: Красной Звезды и Отечественной войн 1-й степени. Из наградного листа к ордену красного Знамени по которому награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. «После атаки конвоя подводная лодка подверглась бомбежке со стороны кораблей противника, был выведен из строя радиоприемник и передатчик. Руководя группой радистов в кратчайший срок исправил повреждения, чем обеспечил бесперебойную связь корабля с базой. Все радиограммы идущие подлодке на позицию принимал с первого раза и без каких либо искажений, что обеспечило командиру своевременный выход в атаку на конвой противника».

Все 8 походов С-14 совершила в 1944 году, в ходе которых было торпедировано и повреждено 2 транспорта и 3 тральщика врага. С ноября 1944 года лодка встала на текущий ремонт и день Победы встретила у борта плавмастерской. После войны мичман Яровицын продолжил службу на флоте, охранял северные рубежи страны

После демобилизации вернулся домой и на родной хлопчатобумажный комбинат. Вплоть до 1972 года трудился электриком. За свою мирную работу отмечен Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.

Сергей КАРГОПОЛЬЦЕВ