Домой Новости Поручение президента о финансовом контроле за региональными операторами капремонта остается невыполненным

Поручение президента о финансовом контроле за региональными операторами капремонта остается невыполненным

Контроль за обоснованностью и эффективностью расходования денег, собираемых с жильцов на капремонт домов, приобретает все большее значение: суммы растут, и граждане хотят знать, как тратятся их средства.

Эксперты ОНФ, изучив очередной доклад правительства об исполнении соответствующего поручения главы государства, признали, что меры по созданию механизма финансового контроля за региональными операторами и проведением ими госзакупок не соответствуют сути поручения. По их мнению, механизм действенного контроля по-прежнему не создан.

По итогам второго «Форума действий» ОНФ глава государства поручил правительству до 1 марта 2015 г. разработать порядок осуществления эффективного финансового контроля деятельности региональных операторов. К этому же сроку кабмин должен был определить возможность приобретения региональным оператором товаров, работ, услуг на условиях, предусмотренных 44-ФЗ о контрактной системе.

Для реализации поручения необходимы нормативные документы, которые будут обязательны к безусловному исполнению, уверены эксперты рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни». Однако изменения, внесенные Минстроем РФ в статьи Жилищного кодекса РФ и вступившие в силу в июле этого года, не позволяют сделать достаточно открытой информацию о проходящем капремонте, поэтому население не сможет контролировать поступление денежных средств в фонд капремонта и их дальнейшее движение.

Дело в том, что правительство РФ отдало вопросы финансового контроля на откуп подзаконным нормативным актам, а именно – методическим рекомендациям Минстроя России. Однако методические рекомендации для региональных операторов носят лишь рекомендательный характер и необязательны для исполнения в отличие, например, от постановлений правительства РФ.

При этом эксперты ОНФ изначально настаивали на необходимости заложить принципы и механизмы осуществления эффективного контроля за финансовой деятельностью регионального оператора на законодательном уровне. В подзаконных нормативных актах при этом могли быть отражены уточняющие процедуры.

В части реализации поручения о возможности приобретения региональными операторами товаров, работ, услуг основная задача состояла в том, чтобы создать такой порядок, который должен предусматривать конкурентные способы определения поставщиков с учетом повышения эффективности и результативности закупок, обеспечения гласности, открытости и прозрачности их осуществления, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. Однако, изучив соответствующий проект постановления правительства о возможности приобретения региональным оператором товаров, работ, услуг путем проведения конкурсов, эксперты рабочей группы ОНФ пришли к выводу, что такой механизм дает возможности для злоупотреблений, так как предусматривает закупки у единственной подрядной организации.

Одновременно эксперты ставят под сомнение целесообразность предусматриваемого в проекте постановления о проведении конкурсных процедур на основании предварительного отбора подрядных организаций, при котором формируется реестр квалифицированных подрядных организаций субъекта РФ. С одной стороны, данный перечень отсекает недобросовестных конкурентов, позволяя входить в его состав поставщикам, работающим на рынке три – пять лет. С другой стороны, при формировании такого реестра остается возможной коррупционная практика, и к торгам не будут допущены другие квалифицированные подрядчики.

Имеются замечания и к составу комиссии по проведению предварительного отбора. Эксперты считают, что в состав такой комиссии должны входить не только чиновники и представители регоператора, но и общественные организации.

Наоборот, в Ивановской области полномочия по утверждению конкурсной документации и формированию комиссии по осуществлению закупок региональный оператор передал коммерческой организации, занимающейся размещением закупки. В итоге в составе комиссии по определению победителей конкурса из пяти членов только один человек является сотрудником регионального фонда капремонта многоквартирных домов Ивановской области. «Я не исключаю того, что коммерческая фирма, преследуя свою выгоду, может прописать конкурсную документацию таким образом, что впоследствии конкурс выиграют аффилированные компании. По нашим сведениям, УФАС уже отменило несколько конкурсов на том основании, что в документации прописаны излишние требования к подрядчикам, что резко сужает круг участников торгов, — говорит активист регионального отделения ОНФ Владимир Тюрин. – При этом действие 44-ФЗ в части обеспечения конкуренции на коммерческие организации не распространяется и ответственности за результативность и эффективность закупок они не несут».

«За полтора года действия новой системы капитального ремонта собственники жилья уже собрали более 50 млрд руб. И контроль за обоснованностью и эффективностью расходования этих денег в ходе реализации региональных программ капитального ремонта приобретает все большее значение. Именно поэтому активисты ОНФ инициировали появление поручения по эффективному финансовому контролю деятельности региональных операторов. Но для его реализации нужны нормативные документы, которые будут обязательны к исполнению. Пока же нам всем придется лишь надеяться на то, что регоператоры примут к сведению методические рекомендации Минстроя. В полной мере не учитывает правительство и требований поручения о создании конкурентных условий при определении поставщиков товаров и услуг при проведении капремонта», – отметил руководитель региональной рабочей группы «Качество повседневной жизни» в Санкт-Петербурге Павел Созинов.

Рабочая группа считает, что принятые меры не обеспечивают исполнение поручений президента, в связи с чем рекомендует не снимать их с контроля.

Напомним, с марта 2014 г. по указанию президента по итогам «Форума действий» ОНФ создан механизм учета мнения Народного фронта при снятии с контроля поручений Владимира Путина. Контрольное управление президента направляет в Народный фронт доклады правительства для подготовки заключений, без которых решение в отношении тех или иных поручений не принимается.