Домой Газета Полное погружение в виртуальную реальность

Полное погружение в виртуальную реальность

В центрах «Точка Роста», которые работают на базе школ Ивановского района, проходят практические уроки ОБЖ с использованием современных технологий.

Руководитель центра «Точка Роста» Екатерина Евгеньевна Галанина учит ребят пользоваться оборудованием виртуальной реальности.

Если взглянуть со стороны, то они мало похожи на привычные учебные занятия. Школьники надевают виртуальные очки, а на ноутбуке отображаются все их перемещения в цифровом пространстве. Кажется, что дети просто увлечены компьютерной игрой. Однако на деле они изучают один из основных и важных предметов школьной программы.

Урок в необычном формате

Оборудование для проведения уроков VR-ОБЖ, которое включает в себя программу с интерактивными сценариями, джойстики и шлем виртуальной реальности (очки), было приобретено на федеральные средства в рамках реализации национального проекта «Образование». В Ивановском районе оно появилось в центрах «Точка Роста», которые работают на базе Новоталицкой, Коляновской и Подвязновской средних  школ, сообщила начальник управления образования Светлана Горнушкина.

В Новоталицкой школе, например, VR-ОБЖ впервые начали проводить в прошлом году. С этого момента школьники восьмых — одиннадцатых классов начали изучать предмет в необычном формате.

Как рассказали педагоги школы, основное отличие от обычных уроков ОБЖ заключается в том, что ребенок не просто читает параграф и пытается запомнить информацию, изложенную в нем. Он погружается в виртуальную реальность, где, как в компьютерной игре, воссоздана опасная ситуация.

Темы, которые изучают на VR-ОБЖ, совершенно разные. Ребята проходят виртуальные задания, касающиеся пожарной безопасности, вынужденного автономного существования человека в природе, безопасного поведения пешеходов, действий при обнаружении в общественных местах неизвестных вещей и предметов, оказания первой помощи человеку, провалившемуся под лед, и другие.

— Недавно ребята проходили интерактивный сценарий по пожарной безопасности. По его условиям в школе возникло возгорание. Начинается интерактивный сценарий с того, что персонаж на экране (а в жизни это школьник, который надел очки виртуальной реальности) находится в учебном кабинете. Его окружают вполне знакомые предметы — парты, доска и другое. Далее начинаются признаки первичного задымления. Задача ученика — правильно эвакуироваться и выйти из школы. Для этого ему нужно пройти по виртуальным школьным коридорам, спуститься по лестнице и так далее. По пути ученик должен выполнить дополнительные задания, — рассказала руководитель центра «Точка Роста» Новоталицкой средней школы Екатерина Евгеньевна Галанина.

В конце VR-урока обычно подводятся итоги прохождения интерактивного сценария. Совместно с педагогом дети обсуждают совершенные ошибки и заполняют недостающие пробелы в знаниях.

Так, например, однажды возникли сложности с одним из заданий — ребятам нужно было воспользоваться виртуальным огнетушителем. В условиях, когда действовать приходилось быстро, не все дети смогли правильно выполнить поставленную задачу. Другие ученики впервые столкнулись с тем, как пользоваться огнетушителем, и растерялись. После урока учитель ОБЖ Оксана Александровна Федосеева взяла устройство для тушения очагов пожара и подробно объяснила ребятам порядок действий при работе с ним, чтобы в дальнейшем сложностей не возникало.

Спасти себя и других

О других типичных ошибках школьников во время прохождения интерактивных сценариев рассказала и другой учитель ОБЖ Новоталицкой средней школы Марина Васильевна Кашуро. В реальной жизни такие неправильные действия могут привести к тяжелым последствиям и даже гибели людей.

— Когда с восьмым классом проходили сценарий по эвакуации из школы из-за возгорания, дети забывали про виртуальное полотенце — его нужно было намочить и приложить к лицу, чтобы не задохнуться. Ученики чаще вспоминают  про телефон, а не про полотенце. Еще одна ошибка — когда школьники проходят мимо кабинета, в котором находится ребенок, оставляя его в задымленном помещении, — отметила Марина Васильевна.

Со сложностями столкнулись и одиннадцатиклассники. Ребята проходили интерактивный сценарий, касающийся пожаров в быту. Одно из заданий — потушить загоревшийся телевизор. Дети, как правило, спешат и выливают на технику воду, забывая выключить ее из розетки. Еще одно задание — потушить горящее масло на сковороде. И тут ученики выплескивают виртуальную воду.  В итоге горящее масло разбрызгивается на другие предметы, которые в итоге тоже оказываются в огне. Выход один — срочно покинуть помещение. А можно было накрыть сковороду крышкой — таких последствий бы не было, добавляет Марина Васильевна. Не все старшеклассники справились и с небольшим виртуальным возгоранием в электрическом щитке: брали огнетушитель одной рукой, распыляли его на значительном расстоянии от возгорания и не только.

— Такие новейшие технологии, как оборудование виртуальной реальности, действительно разнообразят урок. Занятие становится ярким и запоминающимся. Я вижу, что ребята заинтересованы в нем. Тем более, VR близко и понятно современным детям. Большинство из них сейчас играет в компьютерные игры. А VR-ОБЖ очень похоже на них. Тот, кто увлекается компьютерными играми, проходит интерактивный сценарий быстро и часто без ошибок. Остальным ребятам немного посложнее. Трудности возникают у детей, у которых плохое зрение. Чтобы надеть шлем виртуальной реальности, им приходится снять очки. В итоге задания они не видят — приходится их читать ребятам. И жаль, что шлем виртуальной реальности в школе только в одном экземпляре. Весь класс не успевает пройти интерактивный сценарий за один урок, — пояснила Марина Кашуро.

Не все смогли правильно воспользоваться виртуальным огнетушителем. Вместе с учителем дети разобрали свои ошибки.

Впечатлениями от занятий поделились и ученики Новоталицкой средней школы. Ребята признались, что им был интересен такой формат урока.

— Одно из наших занятий было посвящено правилам поведения во время вынужденного автономного существования человека в природе. По условиям сценария мы оказались одни в лесу. Нужно было понять, как себя обезопасить и сохранить себе жизнь, а для этого выбрать безопасное место для лагеря, построить шалаш, собрать неядовитые ягоды, развести костер и привлечь внимание спасателей дымом от костра. Сложность заключалась в нестандартности ситуации и ограниченном времени на выполнение заданий. Также у нас был урок по теме «Правила поведения при пожаре в квартире». Проходить сценарий было несложно. У меня получилось выполнить все задания правильно, — сказала ученица 10-го класса Анна Федосеева.

Уроки ОБЖ с использованием современных технологий понравились не только школьникам, но и учителям. Педагоги надеются, что в будущем в «Точку Роста» будут закуплены дополнительные шлемы виртуальной реальности, а школе станут доступны новые интерактивные сценарии.

Алена КОРОЛЕВА

 

КСТАТИ

Проект «VR-ОБЖ» создан одним из победителей конкурса «Лидеры России» Михаилом Евстифеевым. Он направлен на обучение школьников с целью приобретения практических навыков в опасных ситуациях, связанных с жизнью и здоровьем. Прежде чем запустить технологию, ее изучали педагоги-психологи, преподаватели ОБЖ и информатики.

Дзержинск стал первым городом России, где на уроках ОБЖ стали использовать технологии виртуальной реальности. В настоящее время в России VR-технологии начали применять не только на уроках ОБЖ, но и на занятиях по трем основным предметам естественно-научного цикла — физике, химии и биологии. Также специалисты разрабатывают интерактивные сценарии по другим школьным предметам: астрономии, истории, технологии, географии, робототехнике и культуре.