Домой Газета По целям далеким и близким

По целям далеким и близким

Наносили удары летчики бомбардировочной авиации с первых дней Великой Отечественной

СБ в бою

Первыми, кто наносил удар по гитлеровцам, перешедшим границу СССР в июне 1941 года, были летчики-бомбардировщики. В их числе есть и наши земляки. Вспомним сегодня тех, кто не вернулся из этих первых боевых вылетов.

В Книге памяти не значатся

Авиаторы Николай Балагуров и Константин Мальков, оба уроженцы Ивановского района. Они погибли в июле 1941 года, первыми вступив бой с врагом. Оба числятся пропавшими без вести. Только их имен нет в Книге Памяти Ивановского области, изданной в 1995 году.

Младший лейтенант Балагуров встретил врага в июне 1941 года уже не рядовым пилотом. За три года после окончания Пермской военной авиационной школы пилотов он показал себя грамотным летчиком-бомбардировщиком. В апреле 1941 года был назначен командиром звена. Служил Николай в 125-м бомбардировочном авиаполку, который  базировался в Белоруссии у самой границы. Бомбардировщики, которыми был вооружен полк, к началу войны уже устарели, но именно на них летчикам пришлось принят первый бой.

22 июня в полдень с лагерного аэродрома Миньков (10 км юго-западнее белорусского города Рогачев), полк произвел первый боевой вылет. Три девятки СБ (скоростной бомбардировщик), возглавляемые командиром полка, без истребительного сопровождения нанесли бомбовый удар по аэродромам на территории Польши. За штурвалом одного из воздушных кораблей был наш земляк.

Боевой путь младшего лейтенанта Балагурова оказался до обидного коротким. Не сохранилось сведений о последнем вылете и обстоятельствах гибели летчика. За первые две недели боев полк потерял 36 самолетов. В ночь на 4 июля оставшийся экипаж полка сделал последний боевой вылет на Западном направлении, бомбардировав одним СБ самолеты противника на аэродроме Бобруйск.

Балагуров Николай Константинович был родом из деревни Никулиха. Была такая до 1956 года в составе Дегтяревского поселения. Семилетку и школу ФЗУ окончил в Иванове. Отсюда в 1937 году в 20 лет он ушел на военную службу. В Никулихе его ждала мама Таисья Ивановна.

Лейтенант Мальков к моменту нападения фашистской Германии служил в должности стрелка-бомбардира или летчика-наблюдателя. Так тогда именовался член экипажа бомбардировщика, исполнявший обязанности штурман. За год до войны он окончил Харьковское военное авиационное училище летчиков и летчиков-наблюдателей.

Службу проходил в должности младшего летнаба (летчик-наблюдатель, штурман), затем — стрелка-бомбардира во 2-м скоростном бомбардировочном авиаполку Ленинградского военного округа. Имел на вооружении бомбардировщики СБ.

К началу Великой Отечественной войны полк базировался на аэродроме Крестцы (Новгородская области). С первых дней нападения гитлеровцев экипажи полка совершали боевые вылеты в Прибалтику и Псковскую область. Они наносили бомбовые удары по мотомеханизированным и танковым частям врага у реки Западная Двина и переправам через реку.

5 июля 1941 года экипаж, в составе которого штурманом был лейтенант Мальков, не вернулся с боевого задания. Самолет был сбит огнем зенитной артиллерии в районе города Остров, ныне это Псковская область. Числится пропавшим без вести.

Родился Константин Иванович Мальков 20 декабря 1915 года в деревне Елюнино. В Иванове окончил 9 классов и школу фабрично заводского ученичества при железнодорожной станции Иваново Северной железной дороги. Работал помощником машиниста паровоза, а после окончания курсов машинистов при тяговом техникуме в городе Вологда — машинистом паровоза. Одновременно учился в Ивановском аэроклубе, который окончил в 1937 году. После чего и поступил на службу армию, в военное училище.

В июле 1941 года бомбил Румынию

В авиацию Виктор Ширстов из деревни Жирохово попал не сразу. Военную службу начал в 1933 году в артиллерии, рядовым красноармейцем, причем не далеко от дома: 3-й корпусной артиллерийский полк базировался в Шуе. Грамотного юношу с рабочей закалкой, за плечами у которого было три года работы на Кохомском хлопчатобумажном комбинате, заприметили и направили на учебу. В 1935 году он окончил Московскую артиллерийскую школу им. Красина, затем в том же году курсы Ленинградской артиллерийской школе. Стал офицером, но этого показалось ему мало, и в том же году был зачислен в 3-ю военную авиационную школу летчиков и летчиков-наблюдателей в городе Оренбург. Так паренек из ивановской деревни стал кадровым советским летчиком, точнее — штурманом дальней авиации.

За несколько дней до нападения фашисткой Германии старший лейтенант Ширстов был назначен штурманом звена дальнего бомбардировочного авиаполка, вооруженного дальними бомбардировщиками ДБ-3ф конструктора Ильюшина. К началу Великой Отечественной войны полк базировался под городом Запорожье.

С первых дней войны экипажи полка участвовали в боевых действиях, в налетах на бомбардировку ближних и дальних целей врага. Штурман Ширстов умело выводил свой воздушный корабль днем и ночью в любых метеоусловиях на заданную цель: нанесение бомбовых ударов по мотомеханизированным частям противника, скоплениям танков и авиации в тыловых аэродромах. Всего произвел 38 боевых вылетов, сбросил на головы врага 32400 кг бомб разного калибра.

При выполнении боевых заданий командования его экипаж подвергался 16 раз зенитному обстрелу артиллерии и 3 раза атакам истребителей Ме-109 и, несмотря на огонь зенитной артиллерии и атаки истребителей, геройский штурман выполнял всегда порученные боевые задания. За период войны его экипаж сбил 3 самолета противника Ме-109.

17.07.41 экипажу Ширстова было поручено задание бомбить военно-промышленные объекты Плоешти в ночное время. При выполнении этого задания его самолет подвергся сильному зенитному артиллерийскому обстрелу и большому количеству прожекторов. Несмотря на огонь зениток задание было выполнено.

22.09.41 от командования летчики получили задание произвести разведку ближайшего тыла сосредоточения авиации на аэродромах противника в пунктах: Николаев, Херсон и Вознесенск. В виду тяжелых метеоусловий 3 первых экипажа вернулись домой, не выполнив задание. Ввиду важности представления сведений о сосредоточении авиации противника в этих пунктах для штаба фронта, мужественный и отважный штурман выполнил эту задачу, несмотря на явно неблагоприятные метеоусловия и продолжительное преследование «фашистских стервятников».

Старший лейтенант Ширстов погиб 16 ноября 1941 года в авиакатастрофе на аэродроме Гумрак Сталинградской (ныне — Волгоградской) области. Был похоронен на месте гибели. Посмертно он был награжден орденом Красной Звезды.

В наградном листе так отмечались боевые заслуги нашего земляка: «… Все боевые полеты производились храбрым штурманом на разгром мотомехчастей, скопление танков, уничтожение живой силы и разведка скопления авиации на аэродромах тыла противника в районах: Плоешти, Днепропетровск, Кировоград, Кривой Рог, Николаев, Херсон, Вознесенск, Береславль, Пологи, Волноваха, Еленовка, Таганрог, Харцызск, аэродром Сталино и др. пункты».

По стечению обстоятельств Виктор Александрович Ширстов учтен как погибший сразу в двух томах Книги Памяти Ивановской области: во втором томе за Ивановский район и в шестом, но как Широтов.

Это только несколько судеб земляков, летчиком военной авиации, отдавших жизнь при защите Отечества в первые дни Великой Отечественной войны. Память о них жива в наших сердцах.

Сергей КАРГАПОЛЬЦЕВ

По материалам сайта «Иваново помнит» — www.ivanovo1945.ru