Домой Газета ПЕДАГОГ ГОДА: Виктор Артемьев попробовал свои силы в конкурсе профессионального мастерства и...

ПЕДАГОГ ГОДА: Виктор Артемьев попробовал свои силы в конкурсе профессионального мастерства и победил

В родных стенах Новоталицкой школы Виктор Артемьев теперь бывает постоянно, хотя выпустился из нее несколько лет назад. Он уже не ученик, а учитель, и своей…

Участие в конкурсе профессионального мастерства принесло победу молодому учителю

В родных стенах Новоталицкой школы Виктор Артемьев теперь бывает постоянно, хотя выпустился из нее несколько лет назад. Он уже не ученик, а учитель, и своей профессией гордится.

В жизни молодого человека много, как говорят его коллеги, неслучайных случайностей. Все школьные годы житель Ново — Талиц считал себя гуманитарием, но в итоге поступил на математический факультет. Он мечтал быть учителем одного из школьных предметов, но пришел работать в сферу дополнительного образования.

А в прошлом году Виктор Евгеньевич даже не собирался участвовать в конкурсе профессионального мастерства «Педагог года». Тем не менее, он попробовал свои силы и стал победителем номинации «Педагог дополнительного образования».

О первых шагах в профессию, сложностях, достижениях и современной методике преподавания Виктор Артемьев рассказал «Нашему слову».

Виктор Артемьев

Активист и отличник

Вся жизнь Виктора Евгеньевича связана с Ново-Талицами. Здесь он много лет живет и сейчас работает.

Учился молодой человек в Новоталицкой школе. Он старался большое внимание уделять учебе, собственному развитию и общественной деятельности. Виктор неоднократно становился участником и победителем конкурсов чтецов, пробовал свои силы в олимпиадах по гуманитарным предметам, а однажды даже вошел в школьный Совет старшеклассников.

— Это было в седьмом классе. Но я не сразу стал активно участвовать в общественной деятельности и в ученическом самоуправлении. Зато спустя год моя жизнь изменилась. Я  съездил на зимние учебно-информационные сборы «Миротворчество: объединим усилия» и на летнюю смену «Юный парламентарий». Также меня избрали председателем школьного Совета старшеклассников, затем я участвовал в выборах председателя Совета старшеклассников Ивановского района и в итоге стал заместителем председателя. А в 11 классе меня выбрали председателем областной ученической коллегии, — рассказал Виктор Артемьев.

Пойдем другим путем

Со своей будущей профессией он определился еще в восьмом классе. В тот момент Виктор Артемьев увлекся книгами по педагогике, написанными  Элькониным, Давыдовым, Шаталовым и Выготским. Школьника заинтересовали их личности и труды. Для себя Виктор выделил главные мысли этих теоретиков и практиков: что учить можно всех и каждого. В итоге восьмиклассник понял, что обязательно станет учителем. А работать педагогом Виктор Артемьев мечтал в родной Новоталицкой школе.

В старших классах он представлял себя учителем биологии и химии, хотя гуманитарные предметы давались ему гораздо лучше. Кстати, ЕГЭ по русскому языку молодой человек сдал на 96 баллов. С таким результатом дорога на гуманитарный факультет была открыта. Но Виктор выбрал сложный путь — решил идти на факультет математики. Этот школьный предмет не всегда поддавался ученику Новоталицкой школы, и даже ЕГЭ Виктор Артемьев сдал всего на 62 балла. Тогда молодой человек понял: нужно подтягивать математику, а для этого — поступить на математический факультет. Так Виктор и сделал. Окончив школу с золотой медалью, он был успешно зачислен в Ивановский государственный университет на матфак.

На урок с гитарой

И в вузе Виктор Артемьев был в числе лучших учеников.  Математические задачки он щелкал как орехи, но знакомым говорил, что ему по душе все же русский язык и литература. Наверное, поэтому молодой человек сразу согласился участвовать в конкурсе вуза «Алло, мы ищем таланты» в номинации «Художественное слово». Он прочитал стихотворение Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» и стал победителем.

На третьем курсе университета Виктор Евгеньевич стал искать работу по специальности, на которой учился в университете. Однако в тот момент его планам не суждено было сбыться. Виктор Артемьев действительно пришел в родную Новоталицкую школу, но трудоустроился он педагогом дополнительного образования.  Два года учитель готовил учеников к ОГЭ и ЕГЭ. Также он занимался с ребятами из школьного Совета старшеклассников: делился своим опытом, обсуждал и реализовывал с детьми новые идеи и проекты.

В числе его действенных способов, которые помогают наладить контакт с детьми, – творческий подход к занятию.

— Когда впервые пришел в школу, не было ни страха, ни волнения. Единственное, что меня беспокоило — это вопрос дисциплины в классе. Я действительно переживал, что меня не будут слушать. Но, оказалось, что проблема — вовсе и не проблема. Я сразу нашел решение: нужно по имени обратиться к тому ученику, который нарушает дисциплину. И ребенок удивляется: учитель видит его в первый, второй или третий раз, а знает уже в лицо. Отношение детей после этого действительно меняется, — говорит Виктор Евгеньевич.

Также в числе его действенных способов, которые помогают наладить контакт с детьми, — творческий подход к занятию. Учитель может прийти к ученикам с гитарой и спеть с ребятами песню или рассказать им стихотворение. В итоге и дети оживляются, и урок проходит бодро, и дисциплина не нарушается, и душевная атмосфера создается

Школьные майнд-карты

В этом году педагог стал вести курс «Учись учиться» для учеников пятых — девятых классов. Курс сочетает в себе идеи, взятые из прочитанных книг по педагогике, и современные методы, которые помогут легко осваивать школьную программу. В числе этих методов — различные способы развития памяти, структурирования информации, выделения главного в объемных текстах.

На занятиях ребята учатся запоминать смысловые пары, работают с цепочками информации, с численно-буквенной информацией, а в скором времени будут создавать свои майнд-карты.

— Я сам долгое время пользуюсь методом майнд-карты. Она дает возможность структурирования информации. Составить майнд-карту просто. Берем лист бумаги. Главную тему мы размещаем в центре листа, а затем от нее рисуем стрелки и пишем подтемы. Получается схематический чертеж с основной информацией — так называемый «скелет», — добавил Виктор Евгеньевич.

С этой методикой он познакомился, когда учился в десятом классе. Школьник за два вечера структурировал весь учебник биологии. В итоге ему было проще понимать темы — ученик уже знал, о чем учитель будет рассказывать в классе.

Педагог говорит, что майнд-карту можно применить в любой сфере жизни. Этой методикой, а также системой опорных конспектов Виктор Евгеньевич пользуется на уроках математики, которые ведет с этого учебного года в Новоталицкой школе.

В числе лучших

Методику по освоению школьной программы при помощи майнд-карт, опорных конспектов, а также способы запоминания и работы с информацией Виктор Артемьев представил на муниципальном этапе конкурса «Педагог года», который состоялся в конце прошлого года.

Виктор Евгеньевич признается, что это «был непростой, но интересный этап в его жизни». Особенно ему запомнилось испытание, в рамках которого нужно было провести мастер-класс для учителей. Педагог рассказал о майнд-картах, а его коллеги их составили. Кто-то из учителей представил тему как пиццу, а подтемы — как ее кусочки.

Далее Виктор Артемьев продемонстрировал, как работает память. Педагоги вместе с ним в игровой форме выучили треть корейского алфавита. Они повторили его без особых усилий, чего никак не ожидали.

Впечатлил педагога и последний этап конкурса, в рамках которого участники готовили выступления по определенной теме. И здесь Виктору Евгеньевичу пригодилась майнд-карта. К своему выступлению он готовился в итоге примерно 10 минут.

— От этого конкурса я многого не ожидал. Я понимал, что в моей номинации за звание победителя борются педагоги, у которых гораздо больше опыта. Поэтому и был удивлен, когда оказался в числе лучших. Приятно, что жюри отметило именно мою работу, — сказал учитель.

На будущее у него много планов. В первую очередь, развиваться в профессиональном плане и совершенствовать свою систему обучения детей. Также Виктор Артемьев мечтает освоить шахматы. По его мнению, это интересная, увлекательная и полезная игра, которая развивает не только логическое, аналитическое, но и творческое мышление, что пригодиться и в профессии, и в жизни.

Алена КОРОЛЕВА