Домой Газета О красоте танца и не только

О красоте танца и не только

Танец — это полет, легкость и вдохновение. А еще это большой труд не только тех, кто выступает на сцене, но и хореографа, который все силы вкладывает в то, чтобы творческий номер смотрелся на одном дыхании, чтобы каждое движение солистки или участниц коллектива завораживало.

Елена Владимировна - строгий и требовательный педагог

О красоте и волшебстве танца может многое рассказать Елена Прытчикова. Елена Владимировна — хореограф и педагог, которого хорошо знают в Ивановском районе. Вот уже много лет она является руководителем студии «Этюд» Центра дополнительного образования.

Несложный выбор

Вся жизнь Елены Прытчиковой связана с Ново-Талицами. Здесь она родилась, выросла, училась в школе и работает.

Еще в детстве маленькая Лена увлеклась танцами. Вместе со своей сестрой она начала ходить в балетную студию «Этюд». Тогда Елена даже представить себе не могла, что через несколько лет станет руководителем студии.

— В то время балет был модным направлением. Наверное, поэтому сестра и начала ходить в студию. А я пошла по ее стопам. Но сначала у нас были занятия по детскому танцу. И только спустя время, когда мы с сестрой немного подросли, то встали к станку. Конечно, было тяжело заниматься. Болезненная растяжка, жесткие требования к движениям, постоянные диеты. Одно время возникали мысли бросить балет, но я все же продолжала заниматься. Педагог у нас был строгий. Если руководитель говорила, что мы должны, находясь всем коллективом в лагере, на целый день отказаться от пищи, мы не смели ее ослушаться. Если она предупреждала, что вместо дискотеки будет вечерняя репетиция, никто не возражал. Сейчас так не получится работать с детьми. Нужно учитывать мнение родителей, когда используешь те или иные методы воспитания, — сказала Елена Владимировна.

«Этюд», в котором занималась Елена Прытчикова, принимал участие в различных конкурсах и фестивалях. Коллектив не раз становился обладателем Гран-при, а будущий педагог часто танцевала на сцене сольные партии.

После окончания школы Елена поступила в Ивановский колледж культуры. Родители поддержали дочку, ведь уже тогда было очевидно, что хореография — это призвание девушки.

Елена Прытчикова с детства занимается балетом

Неожиданный подарок

Когда Елена Прытчикова училась в колледже, ей предложили занять место руководителя студии «Этюд». Коллектив остался без преподавателя хореографии, поскольку педагогу по семейным обстоятельствам пришлось уехать. Тогда Елена Владимировна и начала вести занятия в студии.

Она признается, что первое время сильно волновалась. Педагог знакомилась с детьми и их родителями, ставила свои первые танцы. Так сложилось, но на конкурсы «Этюд» практически не ездил: все свое время Елена Владимировна посвящала учебе и занятиям с детьми.

— Первым моим воспитанникам уже 20 лет. До сих пор мы с ними общаемся. Я часто вспоминаю наши совместные постановки, пусть даже не самые удачные, с моей точки зрения. На отделение хореографии, к сожалению, никто из них не поступил, однако ребята занимаются в театральных и танцевальных кружках при университетах, в которых учатся. Меня радует, что они несмотря ни на что уделяют время творчеству, — добавляет педагог.

После окончания колледжа она училась на заочном отделении в Московском институте культуры по направлению «преподаватель хореографии». Вскоре девушка вышла замуж, в семье родился ребенок. Но и своих воспитанников она не забыла.

Со временем «Этюд» вырос. В настоящее время в студии занимается 60 детей — это четыре группы. Коллектив начал принимать активное участие в конкурсах и фестивалях. Воспитанницы и педагог не раз привозили домой дипломы лауреата. А в феврале этого года произошло значимое для студии событие. «Этюд» стал обладателем Гран-при на международном фестивале «STAR STEP».

— С того времени, как я стала руководителем коллектива, это наша первая высшая награда. Я все время себя спрашивала, что мы делаем не так, раз не можем быть победителями. В итоге пришла к выводу — что не хватает времени. Я занимаюсь с детьми три-четыре раза в неделю, с малышами — два раза, но хотелось бы шесть раз. Я понимаю, что это сложно. Кто-то посещает другие объединения и секции, кто-то просто устает на занятиях, поэтому им требуется больше дней для отдыха. Тем не менее, каждый конкурс — это длительная подготовка, иногда даже в выходные, и, конечно же, волнение. В этот раз мы задали высокую планку и тоже переживали за результат. Гран-при стал неожиданным подарком, — делится впечатлениями Елена Владимировна.

На будущее у коллектива много планов. Воспитанники и педагог собираются на фестивали и конкурсы во Владимир, Ярославль, Нижний Новгород и даже в Казань.

Хореография — как спорт

Помимо «Этюда» Елена Владимировна занимается постановкой свадебных танцев, является преподавателем по направлению «классический танец» в одной из ивановских творческих студий и педагогом хореографических дисциплин в Ивановском колледже культуры. Елена Прытчикова признается, что работа со студентами ей нравится не меньше, чем занятия с детьми. Разница лишь в подаче материала. Например, для детей, чтобы они лучше запомнили, приходится придумывать ассоциации. Например, одно из движений рук педагог назвала «крышечкой для чайника». Воспитанницы Елены Владимировны сразу его запомнили.

Бывает так, что дети младшего возраста приходят на занятия без настроения. Педагогу нужно искать к ним подход, разговаривать, строить занятие в игровой форме, чтобы девочки отвлеклись от плохих мыслей и включились в работу, говорит преподаватель. Бывают ситуации, когда у воспитанниц не получаются движения. Они расстраиваются, а некоторые даже отказываются ходить на занятия.

— В этом случае нужно разговаривать с детьми и родителями. Они уже знают, что я строгий, требовательный преподаватель. Все ребята должны стараться, вкладывать много сил, чтобы движения получились. Чем старше дети, тем выше требования к исполнению танцев. Хореография — как спорт. Без жесткости здесь не получится. Поэтому несмотря на неудачи, нельзя бросать работу. Только так можно добиться высоких результатов. Это я объясняю детям и родителям. Но, к сожалению, мои воспитанницы рано или поздно перестают ходить на занятия. Переломный момент, когда они завершают свою хореографическую деятельность, часто наступает в подростковом возрасте, — добавляет Елена Владимировна.

Высокие требования у преподавателя и к студентам. Она гордится ребятами, которые достигли высоких результатов за время учебы, и поддерживает тех, кто после колледжа продолжает заниматься хореографией.

Встреча с мастером

Сама Елена Владимировна тоже учится. Она посещает различные мастер-классы. А однажды педагог была на обучении в Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. Занятия там вели опытные педагоги, солисты Большого и Мариинского театров — профессионалы своего дела, у которых есть, чему поучиться. Для себя Елена Владимировна отметила некоторые методики преподавания, которые теперь использует в своей работе.

Особенным было знакомство и с балеринами, которые работают в Мариинском театре. Одна из них — Анастасия Смирнова — является его солисткой. С девушками педагог до сих пор поддерживает общение.

Но больше всего ей запомнилась встреча с Николаем Цискаридзе. Николай Максимович для Елены Прытчиковой — настоящий мастер, достойный пример для подражания. Ранее хореограф пересмотрела все его интервью, постановки, выступления и даже прочитала книгу, который российский артист балета написал.

— В академии Вагановой я увидела, как он ведет репетицию. Когда Николай Цискаридзе выходил из балетного класса, я попросила его сфотографироваться со мной, и Николай Максимович не отказал. До сих пор эта фотография стоит у меня дома на видном месте. А в Академии Вагановой я вновь скоро буду проходить обучение, — добавила Елена Владимировна.

Также она побывала на мастер-классе, который проводил Николай Цискаридзе. Четыре года назад вместе со своими студентами педагог отправилась на ВДНХ. Возле большого фонтана и был организован балетный урок под руководством Цискаридзе.

Встреча с Николаем Цискаридзе произвела на хореографа сильное впечатление

Помимо этого, Елена Владимировна часто посещает профессиональные балетные постановки. Она с удовольствием побывала в Большом театре. А однажды педагог ездила на выпускной вечер студентов отделения хореографии, который проходил в Кремлевском Дворце.

— Хореография, в том числе и балет, — сложное направление. Успехов добиваются немногие. Да, некоторые родители приводят детей в балет, потому что им врач «прописал». Этот вид искусства действительно исправляет косолапость, выравнивает позвоночник. Но продолжат ли эти дети и дальше заниматься балетом? Я же себя в другой профессии не вижу. Даже когда веду занятия целый день, от балета не устаю. Конечно, работа с детьми забирает много энергии, поэтому всегда жду лета — целых два месяца я нахожусь в отпуске. В этот период хочется просто побыть мамой, ведь из-за загруженности на работе не всегда уделяю внимание своему ребенку, — отмечает она.

Но даже и во время отдыха, в домашней обстановке Елена Владимировна продолжает думать о том, какой танец лучше всего поставить в следующий раз. Неожиданно в ее голове возникают образы, последовательность движений. Так постепенно рождается танец, который воплотят в жизнь ее воспитанники.

Алена КОРОЛЕВА