Домой Газета Не только образование, но и воспитание

Не только образование, но и воспитание

Учебный год начинается в традиционном, не дистанционном формате.

Уже завтра за парты сядут 3695 школьников Ивановского района. Причем 441 ребенок отправится в школу в первый раз. В преддверии Дня знаний педагоги муниципалитета собрались на традиционной августовской конференции, чтобы обсудить итоги прошедшего учебного года и задачи, которые ставит перед системой образования учебный год 2021-2022. Она прошла в Подвязновской школе.

В видеообращении, адресованном педагогам, министр просвещения РФ Сергей Кравцов поблагодарил всех работников системы образования за то, что прошедший учебный год удалось провести в очном режиме, не допустив массового перехода на дистанционное обучение. «Благодаря вашей ежедневной самоотверженной работе мы стали одной из немногих стран мира, сумевших минимизировать влияние пандемии на школьные образовательные процессы», — подчеркнул он. — У нас нет никаких планов по закрытию школ, и мы не никогда не допустим, чтобы дистанционный формат заменил живой диалог учителя с учениками, заменил традиционную систему образования».  Кравцов сообщил, что работа по переоснащению сельских школ и развитию дополнительного образования, направленная на создание равных образовательных возможностей для всех детей, продолжится. А в заключение напомнил фразу Льва Толстого: «Воспитание является искусством, а не ремеслом — в этом корень учительского дела».

Стопроцентный охват дошкольников

Как рассказала начальник управления образования администрации Ивановского района Светлана Горнушкина, на сегодняшний день  муниципальная система образования состоит из 10 общеобразовательных школ, девять из которых реализуют программу дошкольного образования, пяти муниципальных детских садов (включая два свежепостроенных — Коляновскую «Сказку» и Беляницкий «Теремок») и  одного учреждения  дополнительного образования.

В районе 1650 воспитанников дошкольных учреждений, и среди детей старше полутора лет охват дошкольным образованием практически стопроцентный  (99,9 %). В ожидании места в детском саду находится 120 детей.

«Несмотря на трудности, вызванные  необходимостью соблюдать регламенты в период продолжающейся пандемии и временным переводом части обучающихся на дистанционное обучение, учебный год мы завершили достойно, — подчеркнула Светлана Горнушкина. — В этом немалая заслуга руководителей и педагогов, сумевших освоить новые подходы к образовательному процессу и оперативно перестроить свою работу».

На 200 школьников больше

Статистика по школьникам тоже в целом внушает оптимизм: численность учеников почти на 200 человек больше, чем в прошлом году. Но это порождает определенные сложности. По-прежнему остро стоит вопрос со школами в Богданихе и Богородском. Все больше требуется школьных маршрутов: как пошутил глава района Сергей Низов, скоро по их количеству муниципалитет войдет в книгу рекордов Гиннесса. Во-первых, потому что школьников стало больше, во-вторых, потому что Роспотребнадзор регламентирует расстояние, которое проходит ребенок по пути в школу, постепенно сокращая допустимый максимум шагов.  «Подвоз учащихся — серьезная финансовая задача, но мы с ней справляемся», — добавил глава района.

Говоря о других проблемах, с которыми сталкивается система образования, Светлана Горнушкина упомянула кадровую. «Сегодня в общеобразовательные учреждения крайне необходимы учителя начальных классов, русского языка и литературы, физики, иностранного языка», — рассказала она.

Среди хороших новостей — в новом учебном году в школы Ивановского района придет 10 молодых педагогов. «Спасибо им за то, что они выбирают наши школы», — отметил Сергей Низов.

«Хорошо» и «отлично»

По данным статистики в течение последних трех лет в районе сохраняется высокий уровень абсолютной успеваемости (доля детей, которые учатся на 5, 4, 3) — 97,3 (в прошлом учебном году — 99,7%; в 2018-2019 учебном году — 99,5%). А вот показатель качественной успеваемости (доля детей, которые учатся на «хорошо» и «отлично») снизился: 44,9% против 49,5% годом ранее.  Второй год самая высокая качественная успеваемость достигнута в Богородской школе (51,0%). Хороших учебных результатов достигли в Озерновской и Буньковской школах (49,2%). Уже третий год подряд самая низкая качественная успеваемость в Чернореченской школе 36,3% (в прошлом учебном году 34,3%).

Самый высокий процент отличников у Озерновской школы — 14,1%, он более чем в два раза превышает районный показатель (6,6%). Низкий процент у Буньковской (1,6%, на уровне прошлого учебного года) и Чернореченской (3,5 % немного выше уровня прошлого учебного года) школ.

Как отмечалось на конференции, работа по повышению успеваемости будет вестись в 2021-2022 учебном году параллельно со снижением количества проверочных работ. Сейчас Минпросвещения рекомендует проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели классов не чаще 1 раза в 2,5 недели и в целом не более 10% от всего объема учебного времени в учебном году. Контроль знаний, конечно, важен, но дети не должны быть перегружены, не должны испытывать постоянный страх не справиться. Задача руководителей образовательных организаций — взять этот вопрос на контроль.

Воспитание личности школьника

«В новом учебном году мы выпустим в жизнь выпускников школ, которые обучались с 2011 года по новым государственным образовательным стандартам, — напомнила Светлана Горнушкина. — В них впервые было зафиксировано, что результат образования — это не только знания, но и умение обучающегося в сотрудничестве с другими добывать, создавать знания и применять их в повседневной жизни. Важнейшим личностным результатом стандартов уже 10 лет назад было обозначено воспитание личности школьника».

С 1 сентября будущего 2022 года вступят в силу обновленные федеральные государственные образовательные стандарты средней школы. Новый ФГОС в три раза объемнее действующих стандартов, так как в нем максимально конкретно прописываются требования к школьной программе, указывающие, что именно школьник должен изучить в рамках предмета, знать и уметь по итогам прохождения курса. В соответствии с новыми стандартами школа должна давать ребенку не только фактические знания, но и гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, трудовое, экологическое и физическое воспитание.

«Наше население растет, у нас есть кого учить, есть из кого делать золотых медалистов и молодых ученых», — заключил Сергей Низов.

Евгения КОЧЕТКОВА

P.S. На августовской конференции Сергей Низов вручил грамоты и благодарственные письма главы Ивановского района педагогам учреждений образования муниципалитета: заместителю директора Богородской средней школы Оксане Одинцовой, учителю химии и биологии Новоталицкой средней школы Галине Мыльниковой, учителю русского языка и литературы Богородской средней школы Ольге Тихоновой, учителю технологии Коляновской средней школы Ирине Червяковой.

Руководителям учреждений образования также были переданы сертификаты на приобретение школьного автобуса «Газель» для Коляновской средней школы и автомобиля «ГазельNext» для Центра дополнительного образования.

Депутат Ивановской областной Думы Анна Малышкина вручила благодарственные письма заместителю директора по воспитательной работе Коляновской средней школы Михаилу Реутову, учителю математики Новоталицкой средней школы Татьяне Тимофеевой и заместителю директора по административно-хозяйственной работе Центра дополнительного образования Ольге Шашуновой. Анна Малышкина передала во все школьные библиотеки муниципалитета книгу «Иван Край» (2 часть), посвященную 150-летию областного центра.

Благодарственными письмами департамента образования Ивановской области награждены учитель русского языка и литературы Коляновской средней школы Анна Бякова и помощник воспитателя Богданихского детского сада «Улыбка» Валентина Лобурева.

В заключение педагогической конференции заместитель главы администрации Ивановского муниципального района по социальной политике Татьяна Тараканова вручила награды руководителям Новоталицкой и Подвязновской средних школ, ставших победителями Всероссийского смотра-конкурса образовательных организаций «Школа года 2021», а также руководителю дошкольных групп «Родничок» Новоталицкой средней школы, одержавших победу на Всероссийской выставке-смотре «Детский сад: мир любви, заботы и внимания».