Домой Газета Музейная педагогика

Музейная педагогика

Знакомясь с историко-краеведческим музем Коляновской школы ученики глубже узнают историю родного края.

Уже совсем скоро, 18 мая мы будем отмечать праздник — международный день музеев. Не забудут про эту дату и в Ивановском районе. К ней хранители прошлого готовят новые экспозиции, тематические лекции, экскурсии, научные чтения.

В основе — современные технологии

Коляновский школьный музей был открыт в 2004 году и с первых лет существования активно разрабатывал самые актуальные направления. А с 2011 его руководителем стала Анна Бякова. За прошедшие годы, благодаря упорной работе она стала что называется «лицом» школьного музея. Хотя признается, что многое достигнуто и благодаря коллегам.

— В соавторстве с учителем истории Марией Юрьевной Воркуевой были выработаны приоритетные направления, дающие наиболее высокий образовательный эффект. Согласно им, созданы программы «У истоков родного очага», «Их помнит мир спасенный», которые постоянно используются для обучения школьников, — рассказывает преподаватель русского языка и литературы.

Учитель подчеркивает, что в таком серьезном отношение к делу и внедрении новых исследовательских идей и инновационных методов в немалой степени способствует методическая поддержка муниципального Центр дополнительного образования детей, Отдела образования администрации Ивановского муниципального района, муниципальный методический центра. Такой опыт сотрудничества со специалистами высокого уровня очень полезен для коляновских педагогов.

Вспомним о великих тех годах

С самого начала руководитель четко сформулировала стоящие перед учреждением цели и задачи. В первую очередь — еще более глубокое вовлечение учащихся в учебно-воспитательной работе, которая проводится в школе. Формирование у школьников уважительного отношения к прошлому и культуре родной страны путем популяризации знаний о родном крае. Воспитание идей гражданственности и патриотизма благодаря участию в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании выставочных комплексов. В решении всех этих задач помогает целый ряд экспозиций, созданных администрацией школы в сотрудничестве с юными активистами.

Наверное, многие слышали про выставку «Русская изба — родная старина», которая наглядно показывает желающим быт и традиции крестьянской жизни. Еще одна экспозиция «Их помнит мир спасенный» особенно актуальная накануне празднования Дня Победы. Ведь она повествует о годах Великой Отечественной войны. Экспозиционный фонд представляет предметы военного быта. Можно больше узнать о том времени, прочитав про судьбы наших земляков, участников тех сражений, тружениках тыла, детях войны.

Про славные страницы истории учебного заведения, его детские организации, про выдающихся педагогов и выпускников рассказывает выставка «Школьные годы чудесные». Прошлое всего сельского поселения раскрывает экспозиция «Край родной, навек любимый», где желающие могут больше узнать о Совхозе имени 50-летия СССР, Учхозе, а также людях, которые трудились и жили здесь. К слову, стоит отметить, что последняя выставка готовилась при активном содействии ветеранской организации района и ее главы — Ольги Крамской, а также местных жителей и выпускников школы.

Безусловно, частыми гостями выставок здесь являются учащиеся. Для ребят здесь организуются и проводятся тематические классные часы, специальные уроки краеведения. Была даже разработана специальная циклограмма с определенными экспозиционными направлениями. В каждом отдельном случае уровень подачи материала зависит от возрастных и индивидуально-личностных качеств школьников, но все они выстроены так, чтобы ни один раздел не остался без внимания.

Что такое музейная педагогика?

Оказывается, существует даже целая наука, рассказывающая о том, как дети воспитываются в таких хранилищах истории. А называется она — музейная педагогика. И коляновские преподаватели считают, что его одним из актуальных направлений в образовательной и воспитательной системе. Поэтому и вся деятельность учреждения направлена на формирование активной жизненной позиции учащихся, их устойчивого исследовательского интереса к историческому и культурному наследию нашей страны.

— Наше историческое учреждение является центром, объединившим увлеченных людей: педагогов, школьников, углубленно изучающих прошлое, народную культуру, краеведение и представителей местного сообщества, активно участвующих в пополнении и изучении фондов хранилища, — говорит Анна Владимировна.

— Да и для самих ребят полезно участвовать во всем этом. — Добавляет учитель истории Мария Воркуева, — Ведь подготовка юных экскурсоводов требует серьезного организационного труда, привлечения научных знаний из различных источников, обмена опытом.

Все это учащиеся узнают на своем опыте. А плодом исследовательского труда нередко становятся награды на конкурсах различного уровня. Немаловажно, что такое обучение интереснее для детей, чем привычные уроки. В музее стремятся увлечь ребят поисковой, исследовательской и проектной деятельностью с помощью новых методов обучения: интерактивных игр, мастер-классов, создания передвижных экспозиционно-выставочных комплексов.

Причем нередко все делается в сотрудничестве с другими школьными музеями, где также активно ведется исследовательская работа. А чтобы такое сотрудничество было еще крепче, коляновцы не раз принимали у себя представителей аналогичных учреждений из Ново-Талиц, Лежневского района и городского округа Кохма. Постоянно сотрудничают историки-энтузиасты и с Государственным областным архивом, Институтом развития образования области и даже специализированными интернет-площадками. Впереди у хранителей истории и их помощников еще много открытий, а значит выставки по истории Коляново будут становится все интереснее!

Отзывы

Лежневская средняя школа № 11, учитель истории Ольга Вьюгина, учитель географии Светлана Панова:

— Мы посетили краеведческий музей МБОУ «Коляновская СШ» на выездном заседании районных методических объединений (РМО) с целью знакомства с деятельностью наших коллег. Анна Владимировна Бякова и Мария Юрьевна Воркуева рассказали, какая работа проводится ими на базе школы. Учителями накоплен большой опыт исследовательской работы с учащимися, музейные экспозиции используются как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Ученики под руководством педагогов активно участвуют в краеведческих изысканиях. Мы благодарны педагогам за их оптимизм, неравнодушие и гостеприимство. Их труд и энтузиазм вызывают искреннее уважение и восхищение. Мы желаем им успехов в дальнейшей деятельности!

Руководитель школьного музея МБОУ «Новоталицкой СШ» Ирина Никологорская:

— Школьный музей МБОУ «Новоталицкой СШ» много лет активно и плодотворно сотрудничает с аналогичным историко-краеведческим учреждением МБОУ «Коляновской СШ». Методические разработки на основе музейной педагогики являются для меня примером умелого сочетания глубокого научного подхода и развития познавательного интереса школьников. Интересные формы экскурсий (интерактивная игра «Загадки русской избы», квест «Письмо позвало в дорогу», «Урок в советской школе») были взяты на вооружение в нашей работе. Также всегда слежу с интересом за выступлениями воспитанников этих педагогов на муниципальных исторических конференциях. Эти исследования отличаются серьезным подходом к выбранному материалу, разнообразием источниковой базы, логичностью изложения и культурой речи. Высокие результаты краеведческих работ достигаются благодаря увлеченности школьников и профессионализма учителя. Важно и то, что к этим педагогам всегда можно обратиться за советом, обсудить перспективные идеи и пути реализации своих замыслов.

Альберт БОЛДИН