Домой Газета Кохомчане отправились в тур по Золотому кольцу

Кохомчане отправились в тур по Золотому кольцу

SONY DSC

Актив кохомского отделения Союза пенсионеров России (СПР) во главе с ее председателем Лорой Кругловой посетил Шую и Палех.

 За проект

Экскурсионная поездка стала возможной в рамках выигранного некоммерческим объединением гранта Ивановской области. Средства на путешествия по «Золотому кольцу России» в размере ста тысяч рублей общественная организация получила за социально-значимый краеведческий проект.

— Данный проект нами был разработан в поддержку малоимущих и социально-незащищенных категорий граждан — пенсионеров и инвалидов, — рассказывает руководитель кохомского отделения СПР Лора Круглова. — Он направлен на то, чтобы обогатить их дополнительными знаниями о родном крае: его истории и культуре, удовлетворить интеллектуальные потребности, организовать им интересный досуг с целью улучшения морально-психологического состояния. Поездки мы наметили по «Золотому кольцу России» — в Ярославль, Муром, Владимир, Сергиев-Посад… Первая экскурсия уже состоялась. Кохомские пенсионеры в составе 18 человек посетили Палех, а по пути — и Шую. Мы благодарим за сотрудничество директора турагентства Ивана Макеева, гида Елену Волкову и водителя Илью Земляникина. Фирме мы выражаем также огромную благодарность за то, что к четырем нашим поездкам она нам подарила пятую. Огромное спасибо всему турагентству!»

Первая остановка

Первая остановка кохомских туристов в Шуе. Это — третий по величине и один из старейших городов Ивановской области. С 2010 г. он включён в перечень исторических поселений федерального значения. Сегодня основу застройки Шуи составляют здания в стиле классицизма, придающие особую цельность облику города. Однако силуэт ее определяют и красивые старинные храмы. Кохомчане посетили один из них — комплекс Воскресенского собора начала XIX века, известного своей 106-метровой колокольней. На ее третьем ярусе с 1891 г. установлен седьмой по величине колокол в России (весом 1270 пудов). Воскресенский собор, напомним, является подворьем Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря.

Кохомчане, посещая знаменитый храмовый комплекс, ознакомились с историей его возведения, приложились к чудотворным иконам. В этот же день пожилые туристы осмотрели памятник священнослужителям Русской Православной церкви и мирянам, погибшим в период преследования церкви большевиками в 1920-1930-х годах. Интересна предыстория возведения этого монумента. Известно, что 15 марта 1922 г. жители Шуи, в основном рабочие, вышли на центральную площадь, чтобы не допустить изъятия советской властью церковных ценностей из Воскресенского собора. Для подавления народного выступления власти применили военную силу, был открыт пулемётный огонь. Четверо шуян, среди которых девочка-подросток, были убиты на месте. Исторический монумент в память об этих событиях установлен  в 2007 г. неподалеку от Воскресенского собора.

В ходе автобусной поездки гид Елена Волкова также подробно рассказала о промышленном характере Шуи, который определился уже в XVI веке. Наряду с мыловарением другим старинным промыслом Шуи был овчинно-шубный. С давних времён в городе развивалось производство льняных тканей. Ткачество холстов велось во многих крестьянских избах и в домах посадского населения Шуи на деревянных ткацких станах.

Вторая остановка

Вторая остановка кохомских туристов — в Палехе — знаменитом на весь мир русском центре иконописи и лаковой миниатюры, тоже находящемся в перечне исторических поселений федерального значения. Отметим, что первые упоминания о Палехе относятся к 1645 г. Сегодня в поселке, занимаемом около 6 кв. км, живут порядка 5500 человек. Из них свыше 600 — художники (в городе каждый десятый выпускник палехского художественного училища).

Поселок Палех — издревле считается народной академией художников. Слава о мастерах-палешанах  идет по всему свету. Они — авторы уникальной иконописи и стенной росписи храмов по всей России. Палехские художники внесли в классическую манеру иконописания свой неповторимый стиль — с особо тонким исполнением темперными красками с добавлением золота. Палехские мастера также вот уже 90 лет создают удивительные по красоте лаковые миниатюры. Некоторые выставляются в залах музеев или являются предметом гордости коллекционеров. Яркая живопись на черном (реже — красном и синем) фоне является сейчас одним из самых узнаваемых русских народных промыслов. Работами палешан восхищались еще Гете, Чехов, Некрасов, Лесков.

Музей Ивана Голикова

Для кохомчан экскурсия была организована в два музея. Пенсионеры сначала посетили дом-музей Ивана Голикова (открытый в 1961 г.), — основателя «Артели старинной живописи», основоположника палехской лаковой миниатюры, мастера икон и книжной графики. Культурная обитель, в которой большую часть экспозиции занимает документальная и мемориальная выставка, хранит все вещи на своих привычных местах — как было при жизни Ивана Ивановича. Хранит он традицию и память о служении искусству.

Музей палехского искусства

Кохомские гости также посетили знаменитый государственный музей палехского искусства. Два этажа, восемь залов… Этот музей был создан в 1935 г. и за это время успел собрать в своих стенах интереснейшую коллекцию. В ней около 600 экспонатов — все удивительные образцы творчества с разными направлениями в искусстве. Здесь уникальное иконописное собрание и живопись многочисленных палехских художников, внесших свой особенный мотив в разнообразие палехского искусства. Самая старинная работа датируется 1923 г., самая свежая — 2014 г. Коллекция состоит из приобретенных на собственные средства работ, даров спонсоров.

Отдел лаковой миниатюры — самый известный в музее. В нем собраны лучшие образцы знаменитой палехской миниатюры, прославившей старинное село. Основу коллекции этого отдела составляют лаки и графика мастеров Палеха, работы по росписи фарфора, эскизы стенописи, лаковые монументальные панно, книжная графика. В выставочном зале —  ларцы, шкатулки, настольные письменные приборы, броши, заколки, футляры, пудреницы, портсигары, тарелки. Основные темы, используемые, к примеру, в росписях шкатулок, — это сказки, сюжеты из крестьянской жизни. Художественный архив музея — богатейший. Здесь представлена книжная миниатюра, а также картины русских и западноевропейских художников. В музее также — большое количество икон. Это необычные палехские иконы, больше напоминающие настоящие полотна.

Без спешки и суеты

Кохомчане без спешки и суеты насладились не только культурной атмосферой палехских музеев, но и атмосферой маленького поселка. Отсутствие цивилизации здесь компенсируется красивыми пейзажами, душевностью местных жителей. На улочках Палеха можно долго любоваться всплесками красок: ярко-голубыми, солнечно-желтыми, сочно-малиновыми домами с ажурными наличниками. И это неудивительно. Ведь если дом раскрашен, его хозяин, наверняка, художник. Преемственность поколений для живописного Палеха — дело привычное. Здесь живут дети, внуки и правнуки тех, кто почти век назад переквалифицировался из иконописца в мастера нового стиля миниатюрной живописи.

Кохомчане в этот день издалека полюбовались палехским Крестовоздвиженским собором, расписанным и богато украшенным палехскими мастерами. Главная поселковая церковь (постройка XVIII в.), — высотная доминанта села.

Гости также посетили сувенирные лавки, где организованы настоящие выставки-продажи работ местных мастеров, каждый здесь приобрел кое-что на память. Кохомчанам, кстати, во время поездки не забыли рассказать, как не «напасть» на подделку. Так, к примеру, оригинал всегда пахнет льняным маслом, подделка — какой-нибудь химией. И еще один секрет: если, к примеру, шкатулку захлопнуть, настоящее изделие замкнется мягко, с глухим звуком, а подделка — с резким щелчком. Все оригиналы имеют высокое качество полировки, на лаке нет царапин, пятен, вздутий. Но при этом и стоимость изделий никогда не бывает низкой — палехская роспись относится к очень дорогим удовольствиям.