Домой Газета Кохма — родина генералов

Кохма — родина генералов

Генерал — высшее воинское звание  в армии. Десятки наших земляков-ивановцев дослужились до таких чинов. Есть среди них и кохомчане. Штурмовики уходили на фронт К июню…

Цеха сборки Ил-2 на заводе №18 в Куйбышеве

Генерал — высшее воинское звание  в армии. Десятки наших земляков-ивановцев дослужились до таких чинов. Есть среди них и кохомчане.

Штурмовики уходили на фронт

К июню 1941 года Михаил Кувенев уже более 10 лет отдал Красной Армии. Пять из них, с 1936 года, он работала на авиационном заводе в Воронеже. Правильнее сказать не работал, а служил. Именно служил, поскольку должность звучала так — военный представитель, а короче — военпред, и был он кадровым военным. Именно представители армии на предприятиях оборонной промышленности несли ответственность за качество выпущенной техники.

В конце 1930-х годов на заводе собиралось больше 10 типов самолетов, как военных, так и гражданских. Но основной продукцией завода с середины 1939 года стал штурмовик Ил-2. Под актом приемки каждой военной машины стояла подпись нашего земляка — инженера-полковника Кувенева.

Накануне войны, в апреле 1941 года, производство штурмовика было размещено еще на трех заводах. Но на 20 июня военными было принято только 174 штурмовика, и все они были с Воронежа. Каждая боевая машина, перед тем как уйти на фронт, проходила через проверки военпреда Кувенева.

Позднее в  наградных документах так оценивался его вклад: «Как старший военпред, провел большую работу по освоению, отработке и приемке 3 типов самолетов — ДБ-3Ф, Ер-2 и Ил-2, из них два типа только впервые внедрялись в серийное производство и эксплуатацию, а самолет Ил-2 запущен был в серию недоведенным. На доводку этого самолета тов. Кувенев мобилизовал весь коллектив, в результате чего в сравнительно короткий срок, самолет был доведен, многократно проверен в боевом применении, пользуется любовью  и авторитетом летного состава ВВС КА».

С приближением гитлеровских войск, в первых числах октября 1941 года, был получен приказ эвакуировать завод на восток, при этом ни на минуту не останавливая производство штурмовиков(!). Когда первые группы специалистов размещались на новом месте — в Куйбышеве (ныне — Самара) — в цехах завода Воронеже еще шла сборка «илов». Что бы понять обстановку тех месяцев войны, почувствовать нагрузку, которая легла на плечи рабочих и специалистов, в том числе и военпредов, можно вспомнить фильм «Особо важное задание». Двухсерийная картина, создана на документально  основе,  стали лидером проката 1980 года. Из наградного листа: «Эвакуации завода была произведена исключительно организованно. Тов. Кувенев оставил завод  последним, когда было вывезено все заводское имущество и оборудование».

В результате напряженной работы всего коллектива завода уже 10 декабря из цехов вышел первый полностью собранный Ил-2, а 29 декабря 1941 года в тринадцать часов с заводской площадки отошел первый железнодорожный эшелон со штурмовиками Ил-2, изготовленными заводом № 18 на новом месте.

В том, что фронтовые части регулярно получали новые боевые машины высокого качества, была большая заслуга инженер-полковника Кувенева. О важности и незаменимости таких специалистов говорит тот факт, что даже во время войны, когда армии требовались кадровые офицеры, кем в основном являлись военпреды, военное ведомство не шло на сокращение их числа. В ноябре 1942 года вклад военпреда Кувенева в успехи Красной Армии получил достойную оценку, он получил высшую советскую  награду — орден Ленина.

Из наградного листа: «…За 1941 год и 1-й квартал 1942 года тов. Кувенев принял и сдал строевым частям 2500 самолетов. Во время войны образцово организовал и обеспечил практическую помощь строевым частям на фронте по восстановлению матчасти. … Только за 1941 года обучено по новой матчасти на заводе 1259 человек летно-технического состава строевых частей. …. На новом месте базирования завода тов. Кувенев обеспечил развертывание производства самолетов и качественную их приемку. Добился сокращения цикла сборки и отработки самолета на аэродроме до двух дней и бездефектной сдачи строевым частям».

Инженер-полковник Кувенев руководил военными представителями на этом же заводе до конца войны. В результате его плодотворной работы завод работал четко по графику, систематически выполнял программу и удерживал знамя Государственно комитета обороны. Благодаря настойчивости и требовательности Кувенева был внедрено большое количество изменений в конструкция Ил-2. В 1944 году он был награжден орденом Отечественной войны.

После войны генерал-майор инженерно-авиационной службы, звание присвоено в 1946 году, Кувенев продолжал службу на командных должностях в штабе ВВС, в военной приемке. Уволен был из армии в 1968 году в звании генерал-лейтенанта

К сожалению, это все сведения, что получилось собрать о генерале Кувеневе. Пока не удалось найти ни фото. Из наградных документах известно, что Михаил Алексеевич Кувенев родился 27 октября 1908 года в Кохме. Умер 17 января 1995 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в городе Москва.

Наставник военных инженеров

Все военные годы кохомчанин генерал Федор Яковлевич Бугров руководил военным училищем, подготовившим сотни офицеров для инженерных и строительных частей военно-морского флота. А за кратковременное участие в боевых действия получил… трудовой орден.

Родился будущий воспитатель военных инженеров в 1912 году в селе Кохма Шуйского уезда. После школы он уехал в Рыбинск, здесь в 1920 году окончил механический техникум.

В августе 1922 года был призван в Красную Армию, направлен на учебу в Московскую военно-инженерную школу им. Коминтерна. Военную службу красный командир Бугров начал на Черноморском флоте в группе береговых батарей укрепрайона на границе с Румынией. В марте 1932 года окончил фортификационный факультет Военно-технической академии им. Ф. Э. Дзержинского и был оставлен в ней старшим инженером лаборатории инженерного факультета. С июля 1932 года был на преподавательской работе Военно-инженерной академии им. В. В. Куйбышева.

В августе 1940 года Бугров был переведен на должность старшего преподаватель кафедры фортификации Высшего инженерно-технического училища Военно-Морского флота в город Ленинград. В этой должности он  встретил начало Великой Отечественной войны.

В начале войны, оставаясь в прежней должности, руководил оборонительными работами на левом фланге обороны Ленинграда. Вскоре перед командованием Северо-Западного фронта и Балтийского флота стала задача возведения надежных оборонительных сооружений для войск, защищавших город. Военный совет фронта принял решение в кратчайший срок создать Лужскую оборонительную полосу, а на ближних подступах к городу — Красногвардейский, Слуцко-Колпинский и Ижорско-Колпинский сектора обороны. Личный состав училища принимал самое активное участие в выполнении этих задач. Руководство строительством защитных сооружений в основном было возложено на преподавателей, работами по возведению оборонительных сооружений на защитных полосах руководили курсанты старших курсов.

Во второй половине июля часть преподавательского состава и курсантов училища под командованием инженер-полковника Бугрова была направлена на инженерные линии по рекам Луга и Оредеж от Кингисеппа до Новгорода. За образцовое выполнение заданий командования Бугров был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В августе 1941 год Федор Яковлевич был назначен заместителем начальника училища. Принял непосредственное участие в передислокации училища в Ярославль, его воссоздании на новом месте в условиях военного времени. В декабре 1942 года принял руководство училищем. А 21 июля 1944 года ему было присвоено звание генерал-майор инженерных войск.

За большую работу в области подготовки инженерных кадров для частей военно-морского флота и Красной Армии в военные годы он был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени.

Командовал училищем около 14 лет, все военные и первые послевоенные годы. Его биография неразрывно связана с историей училища, награжденного 22 февраля 1944 года орденом Красного Знамени. Руководил возвращением училища в Ленинград. Уже в мирные дни к наградам нашего земляка добавились орден Ленина и два ордена  Красного Знамени.

Жил в Ленинграде. Ушел из жизни в 1956 году и был похоронен на Большеохтинском кладбище.

Сергей КАРГАПОЛЬЦЕВ