Домой Газета Когда взрослые тоже играют в игрушки

Когда взрослые тоже играют в игрушки

На занятиях у педагога дополнительного образования Ирины Осинниковой «оживают» и «говорят» роботы, создаются идеальные автомобили и города будущего. Вместе с детьми она уверенно воплощает в…

На занятиях у педагога дополнительного образования Ирины Осинниковой «оживают» и «говорят» роботы, создаются идеальные автомобили и города будущего. Вместе с детьми она уверенно воплощает в жизнь даже самые невероятные идеи.

В конце прошлого года Ирина Ивановна стала победителем муниципального этапа областного конкурса «Педагог года». Теперь она готовится к областному этапу. К слову, это уже вторая победа Ирины Осинниковой на конкурсе. Несколько лет назад она стала лучшей, являясь педагогом объединения декоративно-прикладного творчества, а в этот раз она делилась своим профессиональным мастерством как руководитель объединения «Робототехника».

«Всегда с радостью иду на работу»

Родилась Ирина Осинникова в городе Фурманов. Она признается, что с детства любила мастерить руками. Из кружка «Умелые ручки» ее за уши было не вытащить — уж очень любила шить и вязать. Для любимой куклы она сделала большой гардероб. Игрушка была настоящая модница! Вязаные крючком головные уборы, платья и костюмы на любой вкус и даже обувь, которую тоже сшила Ирина. Каждый наряд девочка продумывала до мелочей.

Впрочем, помимо вязания,  кройки и шитья ее интересовала также музыка. Через весь город после уроков несколько дней в неделю маленькая Ирина спешила на занятия в музыкальную школу. Однажды даже уговорила родителей купить ей домой старенькое пианино. Просьбу дочки взрослые исполнили.

В школе Ирина Ивановна с удовольствием ходила также на спортивные занятия. А еще мечтала научиться красиво рисовать. Свою мечту Ирина Ивановна исполнила, уже будучи взрослой. Сейчас она с удовольствием берет уроки рисования.

В детстве Ирина мечтала стать учителем или дизайнером. Поступать в педагогический ее отговорили родные, в текстильном был слишком большой конкурс на бюджетные места. В итоге училась в строительной академии на специальности «управление производством», по профессии она менеджер. До окончания университета Ирина Ивановна устроилась секретарем в Центр дополнительного образования. Но вскоре ей предложили должность педагога в центре  — наконец, стала осуществляться детская мечта Ирины. Сначала педагог вела кружок декоративно-прикладного творчества «Фантазия». С ребятами она занималась бисероплетением, вместе шили игрушки. Потом решила сменить сферу деятельности и уйти из педагогики. Искала себя. Но в конечном итоге поняла, что хочет заниматься только тем, чем нравится. «Это мое любимое дело и другого мне не надо. До сих пор с радостью и удовольствием бегу на работу», — улыбается Ирина Ивановна.

После возвращения в Центр дополнительного образования педагог стала руководителем декоративно-прикладного объединения «Сделано с любовью». А три года назад руководитель центра предложила Ирине Ивановне взять новый кружок — по робототехнике. «Одно дело шить игрушки и плести из бисера, совсем другое — робототехника. Это и законы физики, и логика, и математика с геометрией. В общем, всё то, чем я никогда не занималась. Но это было так интересно! Я перечитала много литературы в интернете по этой теме, сидела ночами, изучала, удивлялась, сомневалась и для себя решила, что если делать, то нужно делать хорошо. Помню мою реакцию, как собрала первых роботов. Получилось подключить датчики, настроить звук.  Теперь я уверена, что и взрослым не чужды игрушки! Помню, как я демонстрировала этих роботов коллегам. Глаза горели у всех взрослых, присутствующих на этом долгожданном событии, что уж говорить о детях!», — рассказывает она.

Учиться вместе с детьми

Итак, начались первые занятия. Начали с простого — роботов-игрушек. Ирина Ивановна говорит, что среди ребят, посещавших объединение, были и те, кто не умел даже пользоваться компьютером. Но мир под названием робототехника захватил и их: с компьютером ребята быстро стали на ты.

Новый кружок презентовали три года назад на районном Форуме родительской общественности. А до этого мероприятия прошло всего три занятия в объединении. Ребята успели сделать роботов и презентовать их взрослым на форуме.

Сейчас ребята вместе с педагогом создают более сложные проекты. Ирина Ивановна предлагает тему, а на занятиях проект совершенствуют и модернизируют, упрощают или усложняют. Она говорит, что ребята часто сами приходят с новыми идеями — такими, что учитель, порой, удивляется их фантазии.

В «копилке» объединения теперь есть и космические станции, и летательные аппараты, и луноходы, и вездеходы, и роботы-помощники для мам. Ребята вместе с педагогом реализовали проект по спасению животных (сконструировали специальные мосты над дорогами), мусоросборники, строительные и детские площадки. Также изучали факторы, влияющие на скорость автомобиля, и по результатам исследований создали конструкцию корпуса машины. С каждым новым проектом «город будущего», построенный руками ребят от 7 до 12 лет, модернизируется.

Ирина Осинникова говорит, что самая интересная часть занятия, когда роботов испытывают. Никто из ребят до конца не уверен, будет ли правильно они работать, пойдут ли по нужной траектории. «Конечно, ребята соревнуются, у кого более совершенный экземпляр, но в то же время и болеют друг за друга. Все мы сдружились за эти три года. Как-то проводили соревнование по футболу среди роботов. Больше от этого мероприятия положительных эмоций, нежели огорчения от пропущенных голов. Заметила, что неудачи еще больше раззадоривают детей: они не опускают руки, а, наоборот, в следующий раз еще с большим усердием трудятся над своим роботом», — отмечает педагог.

Одним из самых сложных испытаний стал конкурс среди проектов. Он прошел в конце первого года в формате открытого занятия, в котором приняли участие и родители. Ребята защитили свои проекты, предварительно пройдя отборочные испытания. Лучшие проекты вышли в финал. Если для детей это было ответственное мероприятие, то для родителей это был день открытий: по словам Ирины Ивановны, они с удивлением наблюдали, как роботы двигаются, крутятся, издают звуки и как их дети с легкостью управляются с этими механизмами.

Объединение «Робототехника» теперь работает не только на базе Центра дополнительного образования (в д. Коляново), но и на базе Новоталицкой школы, где занятия ведет педагог Роман Володин. Однажды состоялись соревнования между группами детей, занимающихся в объединениях. Ирина Осинникова рассказывает, что дети с интересом приняли участие в этом мероприятии: и свои проекты представили, и посмотрели, что ребята из Новоталицкой школы смастерили.

А в прошлом году, в преддверии Дня Победы, в ЦДО открылась выставка военной техники, на которой были представлены работы ребят, занимающихся в объединении «Робототехника». В 2020-м, в год 75-летия Победы, непременно несколько занятий будут посвящены именно этой теме. Подготовка к 9 Мая не за горами, как и подготовка к различным конкурсам. В этом году Артем Сизов, воспитанник объединения, вместе с педагогом Ириной Осинниковой участвуют во всероссийском интернет-конкурсе проектов «Робототехника». Болеем за наших!

Ирина Ивановна говорит, что постоянно учится. Новый опыт дает и участие в различных мероприятиях, конкурсах. В 2019 году она также проходила профессиональную переподготовку в Институте развития образования. «Кроме того, я учусь вместе с детьми. Нет наставников, которые бы всему меня обучили. Да, сложно, но в то же время и интересно, что будет дальше, какие еще проекты нам удастся реализовать. Вижу горящие глаза детей на моих занятиях. И у самой глаза горят не меньше. И дальше будем играть, будем работать, будем искать возможность совершенствоваться и развиваться. Я верю, что у нас всё получится! — улыбается Ирина Ивановна.

Алена КОРОЛЕВА