Домой Газета Когда сказка становится былью

Когда сказка становится былью

Еще двенадцать лет назад Любовь Каткова даже не представляла, что свяжет свою жизнь с педагогической деятельностью. Этот жизненный этап подарил новые возможности. Любови удалось реализовать интересные творческие проекты, в которых с удовольствием принимают участие ее воспитанники.

Любовь Евгеньевна стала лучшей на конкурсе профессионального мастерства

Свои достижения и идеи девушка представила на районном этапе областного конкурса «Педагог года». В номинации «Педагог дошкольного образования» она завоевала победу. В настоящий момент Любовь Евгеньевна представляет Ивановский район на региональном этапе конкурса, который стартовал на днях.

Профессия творческая и душевная

Любовь родилась и выросла в Иванове. Она окончила среднюю школу №7 и поступила в текстильную академию на экономическую специальность. После завершения обучения Любовь несколько лет работала специалистом по расчетам в одной из ивановских организаций. Но вскоре эта работа ей наскучила.

— Творчество мне всегда было близко. Однако совместить его с выбранной профессией не получалось. Тогда я поступила в гуманитарно-технический университет на специальность «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» и успешно его окончила, — вспоминает Любовь.

После успешного окончания Любовь Евгеньевна устроилась на работу воспитателем в беляницком детском саду «Теремок».

В гостях у сказки

В детском саду молодой воспитатель уделяет особое внимание нравственно-патриотическому воспитанию ребят. Она знакомит ребят с устным народным творчеством — русскими сказками и их героями, песнями и потешками.

— Для меня было удивлением, что большинство детей впервые слышат произведение «Каша из топора» и не знают многих персонажей. Радует то, что в нашей группе есть интерактивная доска, которая позволяет создавать для ребят развивающие игры с героями сказок и былин. Устное народное творчество — это наше культурное наследие, оно не должно пройти мимо наших детей. Чтобы погружать ребят в эту сказочную атмосферу, все занятия провожу в игровой форме, — отмечает Любовь Евгеньевна.

Воспитатель часто перевоплощается в героев произведений. Ребята начинают улыбаться, когда к ним в гости неожиданно приходит Баба-Яга, Метелица или Буратино. В этот момент сказка для них становится явью, но дети, конечно же, узнают в образе персонажа Любовь Евгеньевну.

Ребята начинают улыбаться, когда к ним в гости неожиданно приходит Баба-Яга, Метелица или Буратино.

Сами ребята тоже с удовольствием становятся участниками постановок. Недавно, например, они примерили на себя образы и костюмы главных героев потешки «Два веселых гуся». Претендентов на роли бабуси и ее питомцев было много. Кстати, костюмы героев различных произведений хранятся в группе в «Уголке ряжения». В любой момент воспитатель и дети могут их примерить и перевоплотиться в сказочных персонажей.

Еще дети любят, когда в группе начинает «работать» кукольный театр. Недавно Любовь Евгеньевна и дети участвовали в конкурсе, который проводился на интернет-платформе «Игры и игрушки». Нужно было отправить фотографию, связанную с различными видами театра.  Воспитанники Любови Евгеньевны примерили костюмы русских богатырей, получилась фотография по теме «Тот герой, кто за Родину горой». Впоследствии работу высоко оценили члены жюри конкурса: фотография заняла первое место. А организаторы прислали подарок. Это был кукольный театр к сказке «Зимовье» — фетровый теремок и игрушечные звери, которыми можно управлять при помощи пальцев.

Дети с удовольствием примеряют на себя образы и костюмы различных персонажей

В настоящее время Любовь в своей группе реализует проект «Русские традиции — это традиции каждой русской семьи». В нем участвуют все воспитанники и их родители. Взрослые и дети поделились с Любовью Евгеньевной своими традициями. Например, в одной семье каждое воскресенье готовят блины, а в другой передают из поколения в поколение иконы. На основе представленной родителями и воспитанниками информации воспитатель планирует создать книгу.

Пособия своими руками

В дошкольной группе, в которой работает Любовь Евгеньевна, есть также музей нравственно-патриотического воспитания. Активное участие в его создании приняли родители и дети. Здесь можно найти различные элементы русской культуры. Кто-то принес деревянную ложку, кто-то — матрешку, кто-то — самовар, кто-то сделал макет русской печки с румяными пирожками.

Любовь Каткова уверена, что музей со временем будет пополняться. Может быть, это произойдет благодаря труду воспитанников. К слову, на одном из творческих занятий ребята мастерили лапти в технике пластилинография. Почему бы не дополнить ими коллекцию музейных вещей! А, возможно, кто-то поделится и другими семейными реликвиями, которые достались от бабушек и дедушек.

Помимо музея в дошкольной группе можно увидеть сказочную карту России, на которой представлены герои различных произведений. Ребята изучают этих персонажей, а потом ищут их на карте и узнают город, в котором эти герои «родились» или «живут».

— Если мы хотим воспитать творческого, умного, знающего русскую культуру ребенка, нужно с ним заниматься, просвещать. И делать это именно с раннего возраста, безусловно, в игровой форме, тогда у детей сразу же появляется интерес, горят глаза. Я тоже чувствую от детей отдачу, поэтому есть и желание реализовывать новые и новые проекты, — добавляет воспитатель.

Здесь живут игрушки и хранятся костюмы

Помимо уголка, посвященного русской культуре, Любовь Каткова оформила и другие пространства группы. Здесь, например, есть уголок Правил дорожного движения для родителей и детей. По ПДД воспитатель проводит различные занятия и мероприятия, организовывает акции. В прошлом году она предложила родителям ребят сфотографировать своих чад с дорожным знаком в любом городе, где им удалось побывать летом. Акция получила живой отклик. На фотографиях были запечатлены не только российские, но и зарубежные города.

Работу Любови Катковой по пропаганде БДД среди дошкольников высоко оценили в регионе. Воспитатель вошла в число победителей областного конкурса «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах».

В дошкольной группе также есть уголок сюжетно-ролевых игр, природный уголок и уголок сенсорно-моторного развития. В последнем хранятся пособия, сделанные руками воспитателя, которые используются на развивающих занятиях. Одно из них — «Тактильный круг». Деревянную основу Любовь Евгеньевна наполнила различными природными и искусственными материалами — шишками, пуговицами, мехом, фольгой и другими. Игра развивает мелкую моторику и обогащает словарный запас детей.

— Идеи пособий для детского сада мне всегда помогает реализовывать мой муж — Владислав. Он на все руки мастер. Конечно, с поддержкой супруга и моих родителей проходить жизненные и конкурсные испытания становится легче. Поэтому выражаю им огромную благодарность. Также хочется сказать спасибо заведующей детским садом  Валентине Альбертовне Прыгуновой за доверие во всех начинаниях. Без ее помощи у меня не получилось бы создавать сказку для ребят, — добавляет педагог.

А еще Любовь Евгеньевна ведет в дошкольном учреждении дополнительные творческие занятия. Она обучалась на курсах по направлению «учитель рисования и декоративно-прикладного творчества», а теперь знакомит ребят с нетрадиционными техниками. Дети рисуют при помощи ватных палочек, губок, трубочек, щеток, брызг, выдувания, по мокрой бумаге и не только. Впечатлений и эмоций у них после таких занятий всегда много.

Педагог знакомит ребят с нетрадиционными техниками рисования

«Педагог года»

В прошлом году Любовь Каткова приняла участие в районном конкурсе «Педагог года». Она говорит, что перед творческими испытаниями настраивала себя на плодотворную работу. Конечно, ей хотелось победить в конкурсе, но соперники были сильны.

Любовь Евгеньевна представила членам жюри свою работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей. В рамках другого этапа она провела интерактивное занятие для ребят. Также она организовала мастер-класс «Сторителлинг» для коллег-участников конкурса.

— На занятии использовала детские кубики. Вместе с мужем на их стороны припаивали прозрачные пластиковые кармашки, в которые можно положить изображения различных локаций, времен года и героев. По условиям игры сказитель кидает кубики. На основании того, что ему выпало, нужно сочинить историю. Главная цель такой игры — речевое развитие ребят. А в рамках конкурса мы вместе с коллегами пробовали создать свою сказку. Взрослые с удовольствием приняли в этом участие, — отметила воспитатель.

По итогам всех конкурсных испытаний Любовь Каткова заняла первое место. Впереди у нее еще более сложный этап — конкурс профессионального мастерства, на котором за звание победителя будут бороться воспитатели со всей Ивановской области. Любовь Евгеньевна говорит, что участие в нем — определенный опыт, а также возможность получить новые знания и поделится своими идеями с коллегами.

Алена КОРОЛЕВА