Домой Общество Как заманить учителя в село?

Как заманить учителя в село?

Чем только не пытаются привлечь молодые кадры в школы отдаленных населенных пунктов: подъемными, льготами, жильем. Однако молодежь в сельские школы все равно не стремится.

К началу учебного года не хватало 190 учителей

В соответствии с поручением президента Владимира Путина в системе образования области активно ведется работа по привлечению и закреплению молодых специалистов на селе. Как рассказали в областном департаменте образования, в 15 муниципалитетах региона для них установлены единовременные денежные выплаты — от 3-х до 50 тысяч рублей. А в некоторых районах, к примеру, в Родниковском и Савинском, молодежь получает единовременные выплаты и в первые три года работы. Во всех муниципальных образованиях для начинающих педагогов предусмотрены повышающие коэффициенты и доплаты к окладу, а кое-где — и ежемесячные выплаты. В Ивановском, Кинешемском и Приволжском районах вчерашним выпускникам компенсируют расходы на проезд, а в девяти — предоставляют благоустроенное жилье, общежитие или компенсацию за его наем. В Вичугском районе молодые педагоги получают из муниципального бюджета ежемесячные надбавки к должностному окладу — тысячу рублей.

И даже при этом молодых педагогов в село не заманить. Так, только в Ивановском районе ищут учителей русского языка и литературы, истории и обществознания, математики, английского языка и начальных классов. По словам специалистов департамента, на 1 сентября в школах региона была 191 вакансия. Самые востребованные — учителя начальных классов (37), английского (34) и русского языка (20), математики (18).

Но мало привлечь молодого специалиста в школу. Еще важнее, чтобы он пришелся ко двору, а не просто отбывал время и не ушел в первый же год.

Попросила оборудование… для учеников

26-летняя Елена Махмуди работает в Михалёвской школе Ивановского района четыре года. Выпускница ИвГУ признается, что здесь оказалась случайно: ведь, даже закончив вуз, продолжала сомневаться в правильности выбранной профессии. Проблему помогла решить знакомая, которая уже работала в этой школе, и предложила ей попробовать себя в роли сельской учительницы. Кроме того, Елена не скрывает, что совсем не последнюю роль сыграло и то, что можно было получить подъемные, льготную ипотеку, а если снимаешь жилье — в течение трех лет половину оплаты компенсируют.

«А так, конечно, мне удобнее было бы работать в Иванове, ведь я снимаю квартиру здесь, — рассказывает Елена. — Льготную ипотеку получить не успела: эта программа закончилась. Не повезло и с компенсацией за аренду квартиры: успела получить ее только за один год».

Но сменить место работы на другое, более удобное и высокооплачиваемое, Елена Махмуди все-таки не захотела. «Меня здесь встретили очень доброжелательно, помогали, поддерживали, — вспоминает она. — И хотя я поняла, что то, чему нас учат в вузах, порой очень отличается от реальности, сегодня у меня, кажется, все получается». Одним из самых больших плюсов сельской школы учитель называет детей — искренних, добрых — в хорошем смысле других, нежели в больших городах. «Это одна из главных причин, почему я здесь работаю, — откровенничает молодой педагог. — Хотя, признаюсь, поначалу ученики 11 классов, которые были младше меня на 4-5 лет, относились с недоверием и не всегда воспринимали как педагога…»

Перечислять плюсы работы в сельской школе Елена может бесконечно. Например, в ее классе сейчас есть практически все для качественного обучения. Не без ее участия. «Интерактивное оборудование у нас есть (Елена Махмуди выиграла его в акции «Газпрома», хотя могла заказать что-то лично для себя — читайте №1 «Нашего слова» от 9.01.2018), а часть спонсировала наша землячка Ксения Шипилова, сейчас проблема только в подключении, — делится радостью девушка. — Думаю перенести в класс из дома и принтер: здесь он нужнее».

В село без газа молодежь не едет

Рассказывая о своей работе, Елена оговорилась, что ее рабочий день длится 24 часа. И, тем не менее, в другой профессии себя она уже не представляет… «Моя мама — тоже педагог — не отговаривала меня, когда я решила пойти учиться в ИвГУ, но предупреждала, что будет непросто, — рассказывает моя собеседница. — И я очень благодарна ей за поддержку. В прошлом году стала победителем районного конкурса «Педагог года» и планирую участвовать в областном».

Елена добавляет, что, несмотря на трудности, в профессии не разочаровалась и уходить из нее не собирается. «Хотелось бы только, чтобы улучшились условия для молодых педагогов, и решился самый больной вопрос — с жильем, — убеждена молодая учительница. — Тогда бы молодежь обязательно потянулась на село. Кто-то, возможно, тогда даже определился бы и с семейной жизнью, ведь прожить одной на небольшую зарплату сельского учителя непросто»…

Чаще всего, как свидетельствует статистика, в сельские школы возвращаются работать бывшие выпускники. Им не нужно привыкать к особенностям жизни на селе, у них, как правило, решен вопрос с жильем. Так было и с нынешним директором Воскресенской школы Савинского района Александром Суровегиным. «То, что я вернулся в родное село, — вполне закономерно, — рассуждает Александр Сергеевич. — Я здесь вырос, в этой школе учился и, получив профессию учителя технологии, вернулся в родные стены. Сначала работал по специальности, а с 2009 года — директором школы. И если учителем было работать просто, то, как директору, пришлось начинать все с нуля».

К слову сказать, привез в Воскресенское Александр и молодую жену, тоже учителя. Вернулась сюда и его одноклассница, которая сейчас тоже преподает в школе. Была еще одна выпускница — молодой педагог, но та задержалась ненадолго, уехала в поисках лучшей жизни…

«Вот, собственно и все молодые специалисты, — рассказывает директор. — Мы пытаемся привлечь новые кадры в школу, но пока не удается. Главная наша проблема — отсутствие газа в селе. Даже если и найдется жилье, то топить его дровами не каждый захочет».

Он вспоминает, что как молодой специалист получил в свое время единовременную выплату. Кроме того, в муниципалитете есть программа поддержки молодых специалистов, по которой в первый год работы педагог получает 10 тысяч рублей, во второй 20 тысяч, в третий — 30. Но этим привлечь в село без газа современную молодежь не очень получается.…

Диплом пылится на полке

Не устают педагоги говорить и о том, что профессия учителя утратила свой престиж для молодежи. «Раньше учитель был первым человеком на деревне, — рассказывает Александр Суровегин. — С учителем советовались, ему доверяли семейные тайны. А сегодня престиж профессии упал». Если в ближайшее время не найдется какой-то серьезной «завлекухи» для молодых, прогнозирует он, детей скоро учить будет некому, а некоторые дисциплины вообще исчезнут.

Действительно, многим выпускникам педколледжей и вузов диплом оказался не нужен: им показалось, что быть обладателем другой, пусть и не столь уважаемой профессии, выгоднее. Так, 25-летняя ивановка Татьяна Носова — по образованию учитель математики. Но, побывав на практике в одной из сельских школ региона, пришла к выводу, что прожить на зарплату педагога ее молодая семья (муж — тоже учитель) не сможет. «Окончив вуз, я выучилась на курсах по маникюру, муж работает охранником, — рассказывает она. — Ведь тогда нам как начинающим специалистам предложили работу с окладом чуть более семи тысяч рублей, в то время как мы только за квартиру платили 12 тысяч! Помогать было некому, да еще и ребенок родился… Хотя дипломов, конечно, жалко…»

А в это время школам не хватает педагогов. Даже в школе облцентра, где учится моя дочь, на начало учебного года не хватало восьми учителей (!). К примеру, у мальчишек долгое время не было учителя технологии, и они вместе с девочками шили фартуки. На английском занимались всем классом, хотя положено делить класс на два. Но особенно волновались родители учеников, которым предстоит в этом году сдавать ОГЭ и ЕГЭ: оставшись без учителей по профильным предметам, ребятам приходилось рассчитывать только на свои силы… Сейчас, к счастью, ситуация нормализовалась.

Директор Порздневской школы Лухского района Татьяна Климова подтверждает, что эта проблема стоит очень остро. «Средний возраст наших учителей — 50 лет. Самый молодой педагог в нашей школе — моя дочь, ей 43 года, — рассказала она. — Сейчас штат укомплектован, но среди работников много пенсионеров. И если вдруг они решат уйти, заменить их будет просто некем».

Пока же от нехватки учителей сельские школы спасает то, что по соседству закрываются другие малокомплектные школы и потерявшие работу педагоги занимают вакантные места.

Языком цифр

Несмотря на сложности, проблема молодых педкадров постепенно решается. Так, за последние четыре года в школах области доля молодых педагогов (до 35 лет) увеличилась с 11,7 до 19%. По данным на 1 января, в школах региона работает 1230 молодых учителей, из них 193 — на селе, что составляет 12,8% от общей численности сельских педкадров.

Кстати

Региональным департаментом разработана подпрограмма «Развитие кадрового потенциала системы образования» региональной программы по организации целевой подготовки педагогов для работы в муниципалитетах. Впервые в бюджете области при условии софинансирования  на эти цели будет выделено более 300 тысяч рублей. В прошлом году субсидию получили 15 муниципальных образований. Всего будет подготовлено 24 специалиста, которые гарантированно придут работать в школы региона.

Наталья БЫСТРЯНСКАЯ