Домой Газета К нам приехал «земский учитель»

К нам приехал «земский учитель»

В Ивановской области вновь идет прием заявок на участие в программе «Земский учитель». Победители конкурсного отбора традиционно получат выплату и придут работать в сельские школы.

Надежда Смирнова стала участницей программы «Земский учитель»

Программа «Земский учитель» реализуется Министерством просвещения Российской Федерации в целях устранения дефицита педагогических кадров в сельских школах. В Ивановской области она запущена в 2020 году. Участниками программы уже стали 20 педагогов, которые переехали работать в школы Кохмы, Заволжского, Комсомольского, Родниковского и других районов.

В нашем муниципалитете тоже трудятся «земские учителя». Например, в Богданихской средней школе работают два педагога, которые стали участниками программы. В 2021 году в образовательном учреждении у ребят младших классов начала вести уроки Ксения Александровна Андрианова. О педагоге и ее проектах мы уже не раз писали. А в сентябре 2022 года учителем ИЗО и технологии начала работать жительница Южи Надежда Сергеевна Смирнова. О своем пути в профессию, любимой работе, а также о творчестве педагог рассказала «Нашему слову».

Мечтала быть военным врачом

Надежда родилась и выросла в Юже. Это ее малая родина, которую она не покидает до сих пор.

В детстве у Надежды была мечта стать военным медиком. Но она так и не осуществилась, поскольку девушка выбрала совсем другую профессию.

— Когда я училась в школе, я неплохо рисовала. Однажды двоюродная сестра посоветовала мне после одиннадцатого класса поступать в художественное училище. Но я долго сопротивлялась этому. Все же мне хотелось быть военным медиком. Но и бабушка, которая была для меня самым близким человеком в тот момент, не согласилась с моим выбором. В итоге я уступила: сначала пошла учиться в ПТУ на специальность «швея», а затем в холуйское училище на «художника», — вспоминает Надежда Сергеевна.

Замуж девушка вышла еще до учебы в холуйском училище. Вскоре в семье родилась дочь. А через четыре года – вторая малышка. Все это время Надежда училась – она не брала академический отпуск. А надежным плечом для нее стал супруг, который часто сидел с дочерьми, пока Надежда сдавала экзамены.

Затем будущий педагог стала студенткой бакалавриата по специальности «художник» в Мстерском институте — филиале Санкт-Петербургской высшей школы народных искусств (ВШНИ). После его окончания Надежда Сергеевна трудоустроилась в холуйский филиал ВШНИ, где год преподавала по направлению «лаковая миниатюра». Ее учениками стали выпускники образовательного учреждения. Надежда Сергеевна была куратором дипломных работ.

В это же время она поступила на заочное отделение магистратуры Санкт-Петербургской высшей школы народных искусств. Когда началась подготовка к защите магистерской диссертации, Надежда Сергеевна ушла с должности преподавателя.

— Через какое-то время я пожалела об этом. Я поняла, что мне нравится быть педагогом. Думала вернуться в холуйский филиал, но место преподавателя оказалось занято. Полученное образование давало мне возможность работать и в школах, и в колледжах, и в вузах. Мне так хотелось вернуться в профессию, ведь я не зря столько лет училась, но вакансий по моей специальности в Юже не было. Подумать только, что разговор с подругой вернет меня в профессию, — добавила Надежда Сергеевна.

Как-то в разговоре девушка поделилась с Надеждой, что в Москве есть проект, благодаря которому молодые педагоги легко находят работу. Позднее Надежда выяснила, что в Ивановской области можно принять участие в программе «Земский учитель». Победитель конкурсного отбора получает не только возможность трудоустройства, но и выплату в размере миллиона рублей.

Надежда подала документы для участия в программе и выбрала образовательное учреждение, в котором хотела бы работать. Богданихская средняя школа была одной из немногих, где требовался учитель рисования. Кроме того, из списка образовательных учреждений, с которым все участники программы ознакомились при подаче документов, она находилась ближе остальных к Юже. Поэтому и выбор пал именно на школу в Богданихе. В тот момент Надежда Сергеевна даже и представить не могла, что победит в конкурсе.

Новый жизненный этап

Звонок из отдела образования раздался в день, когда Надежда Сергеевна должна была защищать магистерскую диссертацию. Голос по телефону сообщил, что она стала победителем конкурсного отбора и что нужно обязательно съездить в ближайшее время в школу. Защищать диссертацию Надежда шла с улыбкой: хорошие новости придали ей сил и уверенности в себе.

— Через некоторое время я приехала в Богданихскую среднюю школу. Сначала познакомилась с директором Ириной Александровной, затем с коллегами. Я переживала, что не удастся влиться в коллектив. Однако волновалась я напрасно. Коллеги тепло меня приняли. Все оказались добродушными, отзывчивыми и понимающими. Удивлением стало то, что в школе работает еще одна участница программы «Земский учитель», моя землячка Ксения Александровна Андрианова. С ней мы не были раньше знакомы, но судьба неожиданно свела нас в Богданихской школе. После заключения трудового договора я отнесла все документы в отдел образования и в течение двух недель мне была перечислена выплата по программе, — добавляет она.

И вот наступило 1 сентября – начало учебного года и новый этап в жизни Надежды Сергеевны. Она и не предполагала, что с детьми, у которых учитель вела ИЗО и технологию, будет так сложно работать. По словам педагога, ребята решили испытать ее на прочность. Они отвлекались на уроках и не слушали учителя. Но Надежде Сергеевне удалось найти к ним подход. Дети теперь часто общаются с учителем на переменах. У них есть личный номер Надежды Сергеевны – по любому вопросу ребята могут позвонить ей или написать в мессенджере.

В настоящее время Надежда Сергеевна проходит курсы повышения квалификации, а также ведет в школе дополнительные занятия по рисованию. Под ее руководством ученики начали участвовать в различных творческих конкурсах. А еще педагог дает интересные задания детям.

Одно из последних – читать книги. На занятиях ребята будут готовить рисунки по сказкам «Аленький цветочек», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Маленький принц» и другим, а, значит, нужно знать сюжет. А сколько еще интересных заданий впереди!

Под руководством педагога ученики начали участвовать в различных творческих конкурсах.

— Я считаю, что творчеством, в том числе и рисованием, необходимо заниматься, ведь оно развивает моторику рук, снимает напряжение. Поэтому своим ученикам я часто говорю: «Обязательно рисуйте!». Сама я тоже люблю творчество. Я занимаюсь лаковой миниатюрой и иконописью. Для меня это отдых, — добавляет Надежда Смирнова.

Надежда Сергеевна занимается лаковой миниатюрой и иконописью

Педагог признается: ее не пугает, что по условиям программы нужно отработать в школе пять лет. Надежду Сергеевну не смущает и расстояние: дорога от дома до Богданихи на машине занимает больше часа. Самое главное, уверена учитель, — работа с детьми является для нее любимой, она «приносит удовольствие и молодит душу».

Год педагога и наставника

2023 год для всех педагогов особенный. Для учителей он стартовал 31 января.  Именно в этот день в Центре выявления и поддержки одаренных детей «Солярис» в Иванове состоялось открытие Года педагога и наставника. Мероприятие прошло под девизом «Учить. Вдохновлять. Развивать». На открытии вновь говорили о мерах поддержки учителей: о введенной по инициативе губернатора Станислава Воскресенского единовременной выплате для погашения части взноса по ипотеке, а также о программе «Земский учитель», которая продолжает свое действие в 2023-м. К слову, на предоставление единовременных компенсационных выплат из федерального бюджета по программе в этом году будет направлено 5 млн рублей. Получателей средств совсем скоро определят путем конкурсного отбора.

Кроме того, на педагогическом собрании обсудили тему «Актуальные задачи формирования единого образовательного пространства». В этот день работали 10 дискуссионных площадок по темам «Стремление к успеху», «Школа Минпросвещения России», «Инновационная школа», «Цифровая школа», «Психолого-педагогические классы», «Инженерные классы: вектор развития», «Воспитать гражданина», «Кадры решают все», «Совет директоров школ» и «Школа молодого руководителя». А перед началом мероприятия для руководителей образовательных организаций и органов управления образованием работали тематические и интерактивные площадки: видеозона, фотозона «Запомни этот день!», смайл-бокс «Быстрое фото с коллегой» и «Педагогическая кухня». Мероприятия для представителей одной из самых важных профессий продолжаются.

Алена КОРОЛЕВА