Домой Газета  История семьи — история Победы

 История семьи — история Победы

В этом году на районной краеведческой конференции лучшими были признаны работы «История семьи — история Победы» (Коляновская школа) и «Святые покровители железнодорожной станции Ермолино» (Ермолинская…

В этом году на районной краеведческой конференции лучшими были признаны работы «История семьи — история Победы» (Коляновская школа) и «Святые покровители железнодорожной станции Ермолино» (Ермолинская школа). Работы печатаются в сокращении.

Семиклассницы Люба Хачатрян, Вика Кочина, Олеся Шаронова, Катя Данилова, Света Болеева взяли за основу своего исследования фронтовые письма из архива семьи Абалдуевых.  Жительница д. Бухарово Надежда Васильевна Блохина передала в дар школьному музею часть архива, встретилась с юными краеведами, рассказала много интересного и поучительного из военной истории своей семьи.

Фронтовые письма земляков как хроника чувств

Необъяснимые чувства возникают  при чтении фронтовых  писем, особенно когда в руках подлинники. В  уже пожелтевших, а порой и полуистлевших от времени листочках  сосредоточен целый пласт бесценных исторических хроник.

Существует мнение, что чужие письма читать неприлично. Но к фронтовым письмам это не относится: они не просто часть личной жизни отдельных людей, они часть истории страны.

В начале прошлого века в деревне Бухарово было всего шесть домов. Седьмой построили Абалдуевы — Павел Федорович и Агафья Андреевна. К началу Великой Отечественной войны у них было пятеро взрослых детей: три сына и две дочери. Иван Павлович и Виктор Павлович с первых дней войны оказались на фронте.

Сохранилось несколько писем Ивана Павловича родителям, а также сестрам Агриппине и Зое. Датированы они 1943-1944 годами. Чувством  любви, нежности  к своим родным и близким  пронизаны все письма. Начинаются  с традиционной фразы «Во первых строках письма  спешу сообщить, что я жив и здоров… можно сказать, что живу хорошо».

Нет упоминаний о военных операциях, подробностей военного быта, так как письма контролировались военной цензурой. Из писем понятно, что Иван получает какую-то специальность, потому что пишет: «…в настоящее время учусь, нет ни одной свободной минуты». Очень переживает за здоровье родителей, наказывает сестрам беречь их: «Гриппа, вы остаетесь с Зоей и поддерживайте Папу и Маму и сами не расстраивайтесь. По-видимому, нам так уже судьба предскажет…» Волнует Ивана молчание родного брата Виктора: «От Виктора известий никаких нет. Причина, Зоя, по-видимому, одна, но какая — вы, я думаю, представляете, описывать трудно…», «Прочитал все письма. Не стал писать наш любимый брат Виктор. Повидать его уже не придется, наверное, его нет».

В одном из писем Иван оправдывается за долгое молчание  и намекает  «на большие перемены в жизни, когда не мог писать». Скорее всего, был ранен, лежал в госпитале и не хотел волновать родных. Все письма Ивана Павловича заканчиваются просьбами передавать «нижайший поклон Папе и Маме», пожеланиями успехов  и уверенностью в скорой встрече «…как победим!»

Очевидно, что переписка с родными была той  моральной опорой и поддержкой, которая помогала бойцам идти в бой и являлась одним из источников их веры в победу в Великой Отечественной. Читая письма земляка, мы прекрасно понимали, что солдат на фронте жил как бы в двух мирах — с товарищами на войне и  среди родных и близких. Фронтовые письма были тонкой связующей ниточкой между людьми, по воле судьбы разлучённых, может быть, навсегда.

Разные люди — разные письма

Большую часть архива составляют письма, адресованные Агриппине Павловне (старшей дочери Абалдуевых). Она активно переписывалась с незнакомыми бойцами Красной Армии. В годы войны это было массовым явлением как мера поддержки морального духа солдат в нелегких фронтовых условиях. Среди ее адресатов большинство земляки-ровесники, но есть и жители других мест.

«Здравствуйте, девушка Гриппа! Жить приходится по-разному, то есть в блиндаже, а большинство в разнообразных землянках, в траншеях, окопах, щелях, под открытым небом, на снегу, то в кустарнике, то в лесу, а частенько на высотках на чистой поляне. Вот основные мои хоромы и дворцы. Вся земля, в особенности где происходят бои, изрыта  и исковеркана. Лес весь изрешечен, но все же стоит с переломанными вершинами. Мы противника тесним на запад, но он еще сильно сопротивляется», — так описывает свою фронтовую жизнь солдат Кузнецов. Даже  на фронте находится у него  возможность поразмышлять, пофилософствовать: «Вы часто пишите мне одну и ту же  фразу: «А что день грядущий нам готовит?» Я добавил — тоску или любовь? Если вы подразумеваете по отношению  к смерти, то мы уж лучше скажем по-другому: чему уж быть, тому не миновать. А пока что будем воевать». Этот незнакомый солдат очень образован: у него правильная грамотная речь, а цитирование «Евгения Онегина» А.С. Пушкина выказывает в нем ценителя русской классической литературы.

Разные люди писали Агриппине, и поэтому письма тоже очень не похожи между собой. Есть очень длинные, обстоятельные, а есть краткие, лаконичные. Но все они наполнены добрыми, искренними словами симпатии к далекой и  совсем незнакомой девушке.

Неизвестно, как сложилась судьба этих солдат. Вернулись  они домой с фронта или погибли, защищая Родину и свою подругу Агриппину Абалдуеву.

Анализ писем  позволил нам с уверенностью утверждать, что в груди каждого солдата, защищавшего свою родную землю, билось живое сердце, любящее, плачущее, страдающее, переживающее за судьбу своей страны, за близких и дорогих ему людей. Фронтовые письма были связующим мостиком между теми, кто оставался в тылу, и теми, кто был далеко от дома и защищал свою Родину, были их моральной поддержкой, придавали им силы для разгрома ненавистного врага.

Погиб в 44-ом

Трагически сложилась судьба младшего сына Абалдуевых —  Валентина. По словам родственников, накануне войны он попал в непростую жизненную ситуацию, был осужден  и отбывал срок в исправительно-трудовой колонии №2 города Коврова Владимирской области. Его письма родителям написаны совсем еще детским почерком, большими круглыми буквами, с многочисленными орфографическими ошибками. Практически нет в них описания трудовых будней в колонии, подробностей об условиях жизни. Главная мысль в каждом письме — тоска по родным и близким, переживания за родителей и братьев, воюющих на фронте. В  письмах Валентина  можно найти то сокровенное, что связывало между собой родных людей, помогало им выжить в трудных условиях. Простые, бесхитростные строки, полные любви к жизни, они напоминают нам о том, чего нельзя забывать в суете трудных буден. В  последних письмах Валентин уговаривает отца не ездить к нему, потому что ждет отправки  на фронт. Со слов родственников известно, что Валентин Павлович Абалдуев был отправлен  на фронт в конце 1943 года, а в 1944 году погиб.

«Научившийся смотреть смерти в глаза, — писал в своих мемуарах дважды Герой Советского Союза генерал армии П.И. Батов, — не лжет, и потому каждая строчка фронтового треугольника — искренняя. Нам и нашим потомкам эти строки, нередко оборванные пулей, многое открывают в психологии старших поколений».

Изучение фронтовых писем наших земляков позволило  убедиться в том, что письма, действительно, являются источниками новых знаний по истории Великой Отечественной,  по ним мы можем изучать не только  «летопись боёв», но  и  «хронику чувств».  Посредством этих писем авторы, казалось,   обращались  и к нам, стараясь донести,  с какой любовью и нежностью мы должны относится к своим близким, как беззаветно должны любить свою Родину.

Святые покровители История семьи — история Победы железнодорожной станции Ермолино

Тему исследования подсказал мой научный руководитель Николай Николаевич Тяпков. Дело в том, что среди старожилов и общественности нашей станции давно зрела идея возведения в посёлке небольшого культового сооружения. Бабушки в возрасте, которым уже тяжело посещать храм в соседнем селе, давно просили построить на станции хотя бы небольшую часовенку, где они могли бы помолиться. И вот в этом году идея, кажется, начинает претворяться в жизнь, строительство запланировано.

В связи с этим и возникла тема исследования: один из аспектов жизни станции Ермолино, связанный с православной верой её жителей. Прежде чем приступить к поиску материалов, я провела опрос старожилов станции.

Верующие нескольких поколений считали своей приходской церковью храм села Ермолина. Правда, почему так сложилось — большинство опрошенных затруднились ответить. «Туда ходили наши родители, бабушки и дедушки, там они и похоронены. Так было всегда. Ходили пешком через лес», это были типичные ответы.

Что касается вопроса строительства часовни, то ответы были единодушны — «часовня нужна» и располагаться она должна в самом почётном месте посёлка на перекрёстке у сельского магазина. Приписана часовня, безусловно, должна быть к храму села Ермолина.

Что касается икон, которые должны быть представлены на часовне, то все опрошенные назвали, во-первых, икону Спасителя, во-вторых — икону Божьей Матери. Впрочем, никто из опрошенных не конкретизировал, какие именно иконы Иисуса Христа и Богородицы более близки жителям станции Ермолино.

Логично будет предположить, что и у нашей малой родины — станции Ермолино — должен быть свой святой покровитель, а, возможно, и несколько. Собственно говоря, выяснению этого вопроса и посвящено моё исследование.

Одним из святых покровителей нашей станции может считаться Николай Чудотворец как покровитель всех железнодорожников.

Из опроса жителей видно также, что им близок образ Богоматери. Однако икон Божьей Матери, которые почитаются на Руси, более сотни. По моему мнению, наиболее близкой нашей малой родине подходит икона Смоленской Божьей Матери. Этот образ Богоматери-путеводительницы также является одним из покровителей компании «Российские железные дороги».

Ещё одним святым покровителем станции Ермолино может быть именной образ Ермолая Никомидийского. Название села Ермолина и нашей станции связаны с именем именно этого святого. Сейчас трудно сказать точно, но скорее всего основателем села Ермолина в древности был какой-то безвестный ныне Ермола.

Великомученик Ермолай пострадал в эпоху раннего христианства в Никомедии. Именно у святого Ермолая обучился искусству врачевать целитель Пантелеймон. Поэтому на иконах Ермолай Никомидийский изображается с врачевательными принадлежностями.  На Руси самые ранние изображения Ермолая Никомидийского — это фрески собора Святой Софии в Киеве.

Кроме этих икон на будущей часовне, я думаю, должна быть размещена и икона «Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме». Это будет дань полуторавековой традиции принадлежности железнодорожной станции Ермолино к приходу храму Воскресения Словущего села Ермолина.

Работу представила ученица 6 класса Ермолинской школы Алина Рябчикова.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.