Домой Топ новости «Главное правило учителя — не навреди»

«Главное правило учителя — не навреди»

В уголке — крошечного размера кеды, на последней парте — сладкий маффин, оставшийся от завтрака. Мы с Мариной Братусь, лауреатом районной премии «Женщина года», в…

В уголке — крошечного размера кеды, на последней парте — сладкий маффин, оставшийся от завтрака. Мы с Мариной Братусь, лауреатом районной премии «Женщина года», в школьном кабинете, где учатся читать и писать самые маленькие из школьников. Вот уже 33 года Марина Владимировна работает учителем начальных классов, причем в одной и той же школе — Михалевской.

Но вот что интересно: если обычно всю свою жизнь связывают с сельской местностью люди, которые здесь же и выросли, то у Марины Владимировны получилось наоборот. Она родилась и выросла в Иванове, а работать уехала в район, тут и осталась.

«Отработаю и вернусь…»

По словам Марины Братусь, она с детства знала, что станет преподавателем. Ее мама всю жизнь проработала воспитателем в детском саду, мамина родная сестра была школьным учителем математики: обе — педагоги. «А папа был рабочим, — рассказывает Марина Владимировна. — Рабочих профессий для девочки не так много, поэтому, глядя на маму и тетю, я изначально видела себя в педагогике».

По окончании школы поступила в педагогический колледж, а после него по распределению попала в Михалевскую школу. «В тот момент планировала, что отработаю положенный срок и вернусь в Иваново: найду себе место в одной из городских школ, буду работать рядом с домом», — Марина Владимировна улыбается, потому что «ненадолго» затянулось более чем на 30 лет.

Приняли и дети, и коллектив

Уже работая в Михалевской школе, юный педагог поступила в Шуйский педагогический институт (затем университет, сейчас филиал ИвГУ) и получила высшее образование все по той же специальности — учитель начальных классов.

«Время, которое было положено по условиям распределения, я отработала, — продолжает Марина Владимировна. — Но как-то так получилось, что школа меня приняла: и дети, и коллектив, и руководители. Мне не захотелось никуда уходить».

На первое время девушке дали ведомственное жилье — комнату, в которой она жила вместе с коллегой, еще одним молодым преподавателем. «Мы пришли в коллектив — точно не вспомню сейчас — вдвоем или втроем, — рассказывает Марина Владимировна. — Вместе с коллегой жили, вместе готовились к урокам. Замечательное время было, дружное!»

Через какое-то время девушка вышла замуж. Постепенно Михалево стало для Марины Братусь родным.

Выпускники приводят своих детей

«У меня есть возможность жить в Иванове, но я уже настолько привыкла к сельской жизни, к этому местному укладу, что в город совершенно не тянет», — говорит Марина Владимировна. Специфика сельской школы состоит в том, что учителя, а уж тем более заместитель директора по учебно-воспитательной работе (именно так звучит должность Марины Братусь) лично знают всех учеников (а их 180 человек) и всех родителей. «Дети здесь очень добрые, — отмечает Марина Владимировна. — Мы можем читать какое-то произведение в классе, и у кого-то из них на глаза наворачиваются слезы: вот так они могут прочувствовать то, что происходит по сюжету».

Еще в сельской школе, в отличие от городских, есть преемственность. Один и тот же учитель может выпустить два, а то и три поколения одной и той же семьи. «Здесь учились бабушки, родители, дети. Мои выпускники приводят ко мне своих детей», — говорит Марина Владимировна.

Не торопятся домой

Пока мы разговариваем, в классе потихоньку собираются мальчик и девочка. Между делом Марина Владимировна слушает стихотворения, которые малыши выучили наизусть. Межклассовой продленки в связи с пандемией в школе нет, но некоторых из детей, которым не сразу далось задание на уроке, учитель может ненадолго оставить, чтобы они смогли закрепить материал. Дети успешно справляются с четверостишиями, но все равно не торопятся домой.

«И это тоже особенность сельской школы, — говорит Марина Владимировна. — У нас в селе не так много возможностей для внеурочного досуга, допобразования: секций, студий, кружков, кроме школьных, нет. Поэтому школа для детей становится больше, чем школой, это главное место, где они общаются».

Учиться надо постоянно

Над столом Марины Владимировны в кабинете завуча висит огромное количество сертификатов. «Раньше все педагоги проходили повышение квалификации раз в пять лет, затем — раз в три года. Но сейчас мы живем в такое время, когда проходить обучение учителям нужно несколько раз в течение года», — объясняет Марина Братусь. В основном обучение связано с цифровизацией образовательного процесса. Внедрение цифровых технологий подстегнула пандемия. «В прошлом году детям пришлось учиться дистанционно, а нам, учителям, пришлось учиться преподавать дистанционно», — рассказывает Марина Владимировна, подчеркивая, что это был непростой период, особенно для старшего поколения педагогов. «Но время требует новых подходов», — говорит заместитель директора Михалевской школы. И показывает, как используется на уроках, например, интерактивная доска. Модель не самая новая (дети, которые протестировали ее первыми, уже в десятом классе), но по-прежнему полезная. На доску можно вывести задание из электронного приложения к учебнику или скан работы ученика: преподавателю не нужно подолгу писать мелом, детям проще понять задачу.

Не навреди

Интересно, что нынешние малыши, по сравнению с детьми 20, 30 лет назад, приходят в школу, уже умея читать. «Мы часто говорим, что дети стали меньше интересоваться подвижными играми, больше «сидят» в телефонах, но есть и положительные тенденции: дети стали в среднем более образованными, более подготовленными», — отмечает Марина Владимировна.

Но главное в преподавательской работе в начальной школе — это все-таки не научить писать, читать и считать, добавляет педагог. Своим правилом она считает тот же принцип, что и в медицинской этике, — не навреди. «Наша главная задача, как я часто говорю родителям, — это не требовать от ребенка результатов, а научить его учиться и не отбить тягу к знаниям», — продолжает Марина Братусь. Важно не только развивать ребенка, но и сохранить в нем любознательность, открытость и желание найти себя.

Счастье в труде

Говоря о том, сколько времени в день посвящает работе, Марина Братусь смеется: «Да почти все!» Кроме преподавания, у нее есть задачи, связанные с организацией учебного процесса (учебные программы, работа с коллективом, контроль успеваемости), кроме уроков — проверка тетрадей, кроме общения с родителями на совещаниях — родительские чаты. «Наверное, я не занимаюсь работой, только когда забираю из садика внука, — говорит Марина Владимировна. — Как только отдаю его родителям, я снова в школьных делах: тетради, подготовка к уроку, организация мероприятий… Но я всегда говорю: счастье в труде!»

Номинация на премию «Женщина года» стала для Марины Владимировны приятным сюрпризом. «Это был чудесный, прекрасно организованный праздник, и я хочу поблагодарить всех, кто к нему причастен, — говорит Марина Братусь. — А еще хочу сказать спасибо директору нашей школы, замечательному руководителю Валерию Александровичу Куцере, и моим коллегам. Без сплоченного коллектива ничего этого бы не было…»