Домой Газета Дорога, которой нет

Дорога, которой нет

Апрель — долгожданный месяц для всех, кто любит бывать на природе: в середине весны традиционно начинается  дачный сезон. Но этот апрель преподнес многим дачникам Ивановского…

Апрель — долгожданный месяц для всех, кто любит бывать на природе: в середине весны традиционно начинается  дачный сезон. Но этот апрель преподнес многим дачникам Ивановского района неприятный сюрприз. Владельцы участков в СНТ «Лето», «Хопер» и «Звездочка» (территория Богородского сельского поселения) остались без дороги, которая ведет к садоводческим товариществам.

9 апреля на пути людей появился небольшой ров, выкопанный ковшом, рассказывают жители. Местные мужчины собрались и своими силами закопали его. Но на следующей день дорогу, по которой дачники добираются до своих домиков и обратно в город, перекопали грейдером. Лопатами эту проблему было уже не решить, и дачники наняли экскаватор. Другого выхода, по словам людей, не было: это единственная для них дорога. Между тем в трех товариществах — более 200 домов. Кто-то в апреле решил перебраться на природу на период самоизоляции, а некоторые даже живут на дачах круглогодично. «Жители, посещающие свои садовые участки, проводящие там много времени, оказались отрезанными от цивилизации. Аптеки, скорая, пожарная служба — недоступны. Такая ситуация недопустима в современных условиях угрозы эпидемиологической ситуации», — отмечает владелец одного из участков в СНТ «Лето» Сергей Каргапольцев.

Несанкционированный съезд

Комментируя эту ситуацию, в ГИБДД сообщили: проведены работы по устранению несанкционированных примыканий к федеральной дороге Кострома — Иваново. «В ходе проверки был выявлен ряд несакционированных сьездов (примыканий) к автодороге Кострома — Иваново в пределах Ивановского муниципального района, которые не включены в проект организации дорожного движения, не обеспечены необходимыми средствами организации дорожного движения, соответственно, способны привести к совершению дорожно-транспортных происшествий, причинению вреда жизни и здоровью граждан», — отмечает Госавтоинспекция.

«В соответствии со статьей 20 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности…» строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог», — гласит официальный комментарий ГИБДД. Если проще, это значит: съезд с федеральной дороги, которым пользовались дачники, не отвечает требованиям безопасности дорожного движения и должным образом не оформлен. Безопасного съезда нет — небезопасный съезд убрали. И произошло это не в первый раз.

Закапывают не впервые

«Наши сады существуют с 1963 года, — рассказывает Ольга Захарова. — По этой дороге мы ездили всегда, но раньше нас никто не копал». Впервые дорогу перекопали в 2015 году.

Как говорится в обращении, отправленном почти пять лет назад Ольгой Захаровой (на тот момент — председателем СНТ «Лето») в администрацию Ивановского района, в СНТ «Лето», «Хопер» и «Звездочка» ведут две дороги, ни одной из которых нет в плане дорожного движения:  «лесная» и расположенная немного дальше за остановкой «полевая», глинистая. Но по ней проехать трудно — застрянешь. Поэтому основной дорогой для дачников остается «лесная» дорога, на которой силами СНТ всегда поддерживали посильный порядок. В сентябре 2015 года автодорожный надзор обозначил эту дорогу как «дикий» съезд. В октябре 2015 года жителям перекопали «лесную» дорогу, а затем и «полевую».  Впоследствии это происходило еще несколько раз.

Федеральная трасса

За эти годы дачники обращались и в администрацию Ивановского района, и в мэрию города Иваново, и в управление государственного автодорожного надзора по области. Но ни к компетенции района, ни к полномочиям областных властей этот вопрос, как оказалось, не относится: дорога-то федеральная. «Расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий, в том числе на выполнение дополнительных работ, связанных с обеспечением дорожного движения,  несут лица, в интересах которых осуществляются эти работы», — объяснили дачникам в местных инстанциях, порекомендовав обратиться в Упрдор Москва — Нижний Новгород.

Выяснилось, что у поворота на СНТ нужно поставить знак «Примыкание второстепенной дороги» и сигнальные столбики. «Указанный в обращении съезд не предусмотрен проектом организации дорожного движения и является несанкционированным, — ответили в управлении автомагистрали Москва — Нижний Новгород. — В связи с этим установка дорожного знака «Примыкание второстепенной дороги» и сигнальных столбиков не может выполнена».

Транспортная недоступность

В ведомстве ответили, что готовы предоставить технические условия, чтобы дорогу к СНТ можно было оформить по всем требованиям. Но это, конечно, стоит денег — 40-80 тысяч рублей. «И это только техусловия, — рассказывает представитель СНТ «Лето» Антонина Щедрина. — Все вместе еще в ценах 2015-2016 года потянуло на миллион. Конечно, мы не можем собрать такую сумму с дачников, среди которых много, например, одиноких бабушек».

«В то же время, учитывая необходимость обеспечения транспортной доступности СНТ «Лето», а также то, что «…» дорожная деятельность в отношении дорог местного значения «…» входит в компетенцию органов местного самоуправления, ФКУ Упрдор Москва — Нижний Новгород направлено обращение в администрацию города Иваново по вопросу обеспечения транспортной доступности СНТ «Лето», — добавили федералы в одном из своих официальных ответов в 2018 году.

Временно не копали

В сухом остатке ситуация сложная. Местные и региональные власти не относят эту проблему к своей компетенции. Федералы отвечают, что на их балансе примыкание к дороге не числится. Вопрос можно решить за деньги: получить техусловия, оформить съезд, как надо. Но таких денег у дачников нет. Поэтому каждый раз, когда дорогу перекапывают, они покупают гравий, заказывают технику и снова благоустраивают съезд за свой счет.

«Каждый год вкладываем в эту дорогу десятки тысяч рублей, а потом наши деньги снова закапывают, — отмечает Антонина Щедрина. — Мы не спорим, что съезд не отвечает требованиям, но просим хотя бы не копать. И объяснить нам, как сделать все правильно, как найти законный и финансово приемлемый путь добираться к участкам, которые нам принадлежат на праве собственности».

Какое-то время дачников из СНТ «Лето», «Хопер» и «Звездочка» не «закапывали». По какой причине это снова сделали именно сейчас, в апреле 2020 года — неизвестно.

Евгения КОЧЕТКОВА