Домой Газета Дмитрий Моклецов: Без осознания прошлого мы не сможем понять будущее

Дмитрий Моклецов: Без осознания прошлого мы не сможем понять будущее

Наверное, каждый со мной согласится в том, что историю своей страны нужно знать и помнить. Ведь без знания прошлого практически невозможно понять настоящее. Такую позицию разделяет и преподаватель истории и технологии Новоталицкой средней школы Дмитрий Моклецов, который стал победителем областного конкурса профессионального мастерства «Педагог года» в номинации «Воспитать человека».

Победитель в номинации Воспитать человека - Дмитрий Моклецов (второй слева)

Дмитрий Константинович любит историю и увлекается ей с самого детства. Профессиональный стаж его работы более 30 лет. А начинал он свой путь педагога именно в средней школе села Ново-Талицы. Я приехал в учебное заведение к Дмитрию Константиновичу, где он и рассказал мне, что в его жизни, помимо науки о прошлом, нашлось место и музыке, и увлечению военной историей, и реконструкциям важнейших битв.

По стопам отца

Родился Дима в 1971 году в Иванове, в большой семье, где было четверо детей: сестра Таня и два брата — Андрей и Александр. Мама Галина Александровна работала в сфере ЖКХ, а отец семейства Константин Константинович был музыкантом и руководителем оркестра «Большой ивановской мануфактуры» (тогда — фабрики им. Варенцовой). Также он был преподавателем музыки в школе № 46, где отработал 16 лет, и был заведующим клубом в пожарно-техническом училище. Получилось так, что маленький Дима еще с детства захотел попробовать свои силы в музыке. Александр, Татьяна и Андрей на тот момент уже отучились в школе и поступили в Ивановское музыкальное училище.

Еще Дмитрий Моклецов любил читать книжки. На это опять же повлиял папа, так как он, по воспоминаниям моего собеседника, был отличным рассказчиком. Больше Дмитрий отдавал предпочтение именно историческим книгам, посвященным определённой эпохе или стране. Так у него под рукой всегда были «Русь изначальная» Валентина Иванова, «Россия молодая» Юрия Германа, но были и приключенческие романы как, например, «Три мушкетера» Александра Дюма.

Учился Дмитрий в школе №3. Если с музыкой все было понятно еще с детства, то в школе он решил, что серьезно займется еще и историей. Любовь к ней была подпитана и тем, что Моклецов хотел пойти по стопам отца и стать не только музыкантом, но и офицером. Именно военным, как считал Дмитрий, в исторических книгам уделялось особое место.

Константин Константинович не смог закончить Ивановское военно-политическое училище из-за проблем со здоровьем, поэтому юноша решил продолжить дело отца.

К сожалению, мечтам о военном или музыкальном училище не было суждено сбыться, потому что у Дмитрия были проблемы с успеваемостью в школе, тяжело давался английский язык. Ученик окончил восемь классов, но не отчаялся и поступил в Ивановское педагогическое училище имени Д.А. Фурманова.

Там, как объясняет мой собеседник, он учился по образовательной программе «Учитель начальных классов», одной из специальностей которой было «Учитель музыки». В 1990 году он уже работал учителем музыки в Новоталицкой средней школе.

— У нас все в папу! Мой старший брат Александр стал заслуженным работником культуры и капельмейстером в образцово-показательном оркестре МВД СССР. У нас в семье только я не имею музыкального образования, я, так сказать, слухач, — с улыбкой уточняет Дмитрий Моклецов.

Не хватало учителей

В Новоталицкую школу Дмитрий попал не по распределению, а потому что не хватало преподавателей музыки. На тот момент в учебном заведении в три смены училось почти 2,5 тысячи человек.

Дмитрий Моклецов был молодым преподавателем, ему было 18 лет. Поначалу тяжело складывались отношения со старшеклассниками, так как разница в возрасте была небольшая, но со временем учитель музыки стал зарабатывать авторитет у всех школьников.

— Все зависит от преподавателя, от того, как ты себя преподнесёшь. Моя задача была простая — в первую очередь научить детей петь. Потому что слушать они могут и дома, и по телевизору, и по радио, а с развитием гаджетов — где угодно и как угодно. Петь без практики не получится. Чем больше ребёнок поет в детстве, тем больше и лучше он начинает петь в старшем возрасте. У меня отлично пели все, даже те, кому «медведь на ухо наступил». Все они с теплотой и радостью вспоминают мои уроки, — поясняет Дмитрий Константинович.

В один из обычных рабочих дней, как говорит мой собеседник, в его аудиторию зашла учитель начальных классов Галина Фурина. Она решила просто посмотреть, как идет урок. После занятия Дмитрий решил познакомиться с Галиной — она ему очень понравилась. Симпатия оказалась взаимной. Молодые люди полюбили друг друга и сыграли свадьбу.

Музыку преподавал Дмитрий Моклецов до 1993 года. Тогда в школе не хватало историка, поэтому Дмитрий поступил в Ивановский государственный университет, чтобы получить уже второе образование — «Учитель истории». В 1994 году в семье Моклецовых родилась дочка Настя.

В школьном предмете «История», как отмечает мой собеседник, главное — «вовремя подхватить детей», то есть учить одни и те же классы с пятого по девятый. Бывает, что учителя у классов меняются: сначала идет обучение в пятом у одного, потом им преподает другой учитель, а потом в восьмом классе их вновь возвращают в предыдущему. Тогда, как объясняет Дмитрий Константинович, с детьми очень тяжело держать связь.

— Здесь как в воспитании. Ты воспитываешь их так, а потом их воспитывают по-другому, а потом снова к тебе. Хорошо, когда дети с тобой все четыре года, потому что ты знаешь их, а они знают тебя. Они уже знают, что я буду требовать от них по своему предмету, — рассказывает Дмитрий Моклецов.

Ученики Дмитрия Константиновича, по его словам, сдают экзамен по истории на «хорошо» и «отлично». Преподаватель также старается и разнообразить учебную программу, показывая детям документальные фильмы по истории и вовлекая их в разные викторины.

«Дембельский аккорд»

В 1999 году был создан клуб «Мономах», руководителем которого и стал Дмитрий Моклецов. Его направленность — военно-историческая реконструкция. Благодаря «Мономаху» в Ивановском районе ежегодно проводился военно-исторический фестиваль «Кречет». В 2002 году Дмитрий Константинович участвовал в конкурсе «Педагог года» как раз с программой клуба «Мономах», за что и получил первое место в номинации «Педагог дополнительного образования».

В 2022 году Дмитрий Константинович решил еще раз попробовать свои силы в областном конкурсе. В этот раз он выступал с программой клуба любителей военной истории и Отечества для пятых классов.

Исторический квест «Русь и Степь» очень понравился детям

Мой собеседник рассказал, что конкурс проходил в три этапа. На первом участники защищали представленную программу и рассказывали о своем опыте работы. На втором этапе Дмитрий Константинович провел с учениками Михалевской средней школы исторический квест «Русь и Степь» по поэме «Слово о полку Игореве». Третий этап — открытое занятие. На подведении итогов конкурса победителей в номинации «Воспитать человека» объявили Дмитрия Моклецова. Его наградили грамотой и памятным знаком.

Дмитрий Константинович рассказал мне, что этот конкурс для него в какой-то степени финальный «Дембельский аккорд». На такой торжественной ноте он хотел бы уже подвести итоги своей педагогической деятельности. Правда, именно сейчас Дмитрий Моклецов не собирается уходить из профессии. Все-таки, как он говорит, кто-то должен преподавать историю подрастающему поколению такой, какая она есть. Ведь без осознания прошлого мы не сможем понять будущее.

Егор ЕМЕЛЬЯНОВ,

фото автора и из архива Дмитрия Моклецова