Домой Газета Дмитрий Байбара: «Детей нужно увлечь»

Дмитрий Байбара: «Детей нужно увлечь»

Если бы дети знали, как жалко им будет много лет спустя отдавать деньги за абонемент в тренажерный зал, то не прогуливали бы бесплатную школьную физкультуру.

Шутка старая, но очень жизненная, и особенно для сельских поселений, для которых популярные в городах фитнес-клубы — это не только достаточно дорого, но еще и далеко. И тем важнее та работа, которую ведут в селах такие люди, как учитель физкультуры Буньковской средней школы Дмитрий Байбара.  Вот уже много лет он пропагандирует здоровый образ жизни в Балахонковском сельском поселении, занимаясь не только с детьми, но и со взрослыми.

Детство Дмитрия Николаевича прошло в Туркмении. Еще в школе начал заниматься спортом, хотел стать спортивным тренером, поэтому поступил в Туркменский государственный институт физической культуры и спорта. Однако к 1992 году, когда Байбара получил диплом тренера по легкой атлетике, жить в среднеазиатской стране стало тяжело. Тогда выпускник перебрался в Россию — в Ивановскую область. Пару лет проработал педагогом в одной из школ Комсомольского района. А в 1994 году устроился в Буньковскую школу. В Бунькове он живет и работает уже более 25 лет.

Победа в Спартакиаде

Дмитрий Байбара — это пример того, как многого может добиться один человек в том месте, где живет, если захочет. Несмотря на то, что Балахонковское поселение — одно из самых малочисленных по населению в районе, в спортивных соревнованиях местные жители участвуют наряду с крупнейшими поселениями — Новоталицким, Коляновским. И даже побеждают! Например, в 2019 году Балахонковское поселение одержало победу в Спартакиаде Ивановского района.

«Конечно, не обошлось без везения, но не зря же говорят, что везет сильнейшим», — говорит Дмитрий Байбара. В программу многоборья традиционно были включены соревнования по лыжным гонкам, настольному теннису, волейболу, шахматам, мини-футболу.  Удалось не просто собрать сплоченную команду, но и достойно выступить по каждому виду. «У нас даже самая старшая учительница на лыжах шла, ей 69», — рассказывает Дмитрий Николаевич.

Лыжи против сериалов

Интересно, что та участница была на гонке не самой возрастной: в другой команде на лыжах прошла женщина 83 лет. К сожалению, с годами население становится менее спортивным, говорит Дмитрий Байбара, исходя из своего преподавательского опыта. «Когда я только пришел в Буньковскую школу, лыжи были практически у всех, — вспоминает Дмитрий Николаевич. — Дело в том, что время было другое: ни телефонов, ни интернета, ни мультиков, ни сериалов. Поэтому и призовые места раньше чаще занимали. Телефоны — бич нашего времени».

Во многом с этим можно связать то, что в школах все меньше здоровых детей. «Детей с основной группой здоровья сейчас практически нет», — констатирует Дмитрий Байбара.

Критерии оценки

На уроках у Дмитрия Николаевича не забалуешь. «Если пришли без формы, дети подсылают ко мне классных руководителей», — смеется педагог. Но при этом Байбара не закручивает гайки там, где этого делать не нужно. Например, он понимает, что дети изначально разные по своим физическим возможностям, и несправедливо требовать от них выполнения одинаковых нормативов.

«Конечно, учителя ставят оценки не просто так: существуют стандарты, — объясняет Дмитрий Николаевич. — Есть нормативы для пятерки, четверки, тройки и так далее. Но двойки, например, я практически не ставлю: получить от меня «два» в дневник можно, только если очень сильно разозлить. А если ребенок старается, но физически не может выполнить норматив, то, конечно, я поставлю ему «четыре» или «пять». Потому что главное — это то, что человек прилагает усилия, а не количество повторений или попаданий».

Личный пример

Желание заниматься, безусловно, есть не у всех детей. «Чтобы им захотелось что-то делать, детей надо увлечь», — говорит Дмитрий Байбара. Замотивировать как школьников, так и взрослых помогают спортивные мероприятия: каждое соревнование или семейные старты — это интересное событие. Победителей любых состязаний, конкурсов, олимпиад в школе награждают в торжественной обстановке — на линейках. А еще в Буньковской школе есть витрина, где стоят награды и кубки, заработанные как учащимися, так и другими жителями поселения. Все это помогает будить в детях соревновательный азарт.

Кроме того, школьникам очень важно показывать личный пример, отмечает Дмитрий Байбара. Он не из тех учителей, что на уроке физкультуры сидят на лавочке. «Я играю в футбол, волейбол, настольный теннис. В шахматы никто меня не может обыграть, — улыбается Дмитрий Николаевич. — На лыжах так себе, но езжу — учеников обгоняю всегда». И напоминает, что он все-таки из жаркого Ашхабада: привык, что если уж снег увыпал, то этим надо пользоваться.

70 кругов по залу

Каждое утро Дмитрия Николаевича начинается с зарядки. «С утра обязательно — отжимания, подъем туловища. Это тонизирует, заряжает энергией, — рассказывает преподаватель. — Иногда занимаюсь, когда есть «окно» в расписании. Бегаю по залу два раза в неделю кругов по 55-70. Это все сила воли и спортивная привычка».

Правда, иногда, конечно, усталость от тренировок перестает приносить удовольствие. «Наша школа небольшая, всего 69 учащихся, — объясняет Дмитрий Николаевич. — Например, в восьмом классе у нас три человека, в десятом — пять, в одиннадцатом — четыре. Если в классе стандартные 20-25 человек, то пока они все, скажем, прыжок по одной попытке сделают, можно постоять и отдохнуть. А если в классе три человека? Приходится во всем принимать участие. Конечно, когда шесть уроков в таком темпе подряд, можно и выдохнуться».

Транспортный вопрос

Помимо преподавания, Дмитрий Байбара — депутат Балахонковского сельского поселения. Говоря о трудностях, с которыми сталкивается в работе, он упоминает в первую очередь транспортные. «У нас в школе учится 69 человек, и более половины — не из Бунькова, — рассказывает Дмитрий Николаевич. — Между Буньковом и Балахонками — около 5 км. Дети и хотели бы ходить ко мне на секции во внеурочное время из Балахонок, Брюхова, но пешком им нельзя, а пустить автобус, который их привозил и развозил бы по домам — дорого и сложно». Три года преподаватель за свой счет возил на личной машине детей из Балахонок на тренировки. Возможно, в следующем году с этим будет помогать другая учительница, мама пятиклассника. А пока среди детей стабильно занимаются в спортивных секциях 10-15 человек.

Хотелось бы большего, конечно, и в плане спортивного инвентаря, и в сфере спортивной инфраструктуры, и в оплате труда педагогов — особенно молодых, отмечает Дмитрий Байбара. Из менее глобальных задач — хотелось бы иметь возможность под лыжный сезон накатывать «Бураном» хорошую плотную лыжню. Но из-за системы подушевого финансирования маленькие сельские школы и большие пока находятся в неравных условиях. «В Финляндии, например, даже если в школе учится 7 человек, у них должен быть бассейн», — рассказывает Дмитрий Николаевич. У нас пока иначе…

Евгения КОЧЕТКОВА