Чтобы дорога в библиотеку стала любимой на всю жизнь

Чтобы дорога в библиотеку стала любимой на всю жизнь

Сельская библиотека в настоящее время выполняет не только информационную функцию. Она является частью культурно-досугового центра и соответственно применяет клубные или кружковые формы работы. Подвязновская библиотека в этом   плане обладает своим опытом, о чем мы и беседуем с заведующей Н.Г. Петровой.

Тогда и сейчас

— Наталья Геннадьевна, Вы давно в библиотечной системе, скажите, какая разница между  работой тогда, когда начинали, и сейчас?

— Начинала в 1986 году библиотекарем при профкоме птицефабрики, а в Подвязновской библиотеке работаю с 1990 года. Разница с тем временем огромная. С одной стороны, это естественно, вся жизнь изменилась. С другой, если библиотеки хотят не просто выжить, а быть полезными и необходимыми в современных условиях, то они просто обречены на новизну, на нестандартные формы работы.

Нашу библиотеку можно без преувеличения назвать местным центром культуры. Сейчас мало быть библиотекарем в архаичном значении этого слова, то есть сидеть и выдавать книги. Суть работы — в общении с людьми. Хочется человеку поговорить по душам?  С библиотекарем можно, он поймет, посоветует. А кому-то нужно редкую книгу найти, открытку внучке на день рожденья написать, поздравление сочинить — и мы, как машина скорой помощи, всегда помогаем. В том-то и состоит сейчас особенность нашей работы — найти для людей то, чего у них нет. Нередко читатели сами предлагают то или другое, и нам тогда приходится менять свои планы. В общем, мы работаем под запросы людей, а не под свои интересы.

— А что сегодня читает село? Какие книги берут?

— Молодежь спрашивает фентези, детективы, про любовь. Старшему поколению  хочется спокойной литературы; современные бестселлеры, где кровь и убийства, оно не любит. А молодежь увлекается не только книгами о шпионах и суперменах. В библиотеке много периодики, и молодые люди интересуются новостями спорта, культуры, событиями в стране и мире.

Библиотекарь-артист?

— Формы массовой работы библиотеки — это обычно тематические или календарные книжные выставки, обзоры литературы, беседы. Что, кроме этого, есть у вас?

— Вот говорят: тихо, как в библиотеке. А у нас часто оживленно, как в клубе. Мы проводим литературно-музыкальные вечера, встречи с интересными людьми. Для взрослых есть литературно-поэтический клуб «Отрада», часто «прилетают» «Снегири» — литературное объединение, и мы этому очень рады. И еще я хочу обратить ваше внимание на роль наших активных книголюбов. Они помогают нам сделать художественное оформление мероприятий с выдумкой, фантазией. Да у нас талантов не счесть! Есть свои и шишкины, и юдашкины.

— А мне одна из ваших читательниц сказала, что здесь работают библиотекарями режиссер Петрова и артистка Мохова. Это как?

— Не совсем так. Мы все — я, Любовь Николаевна Мохова и Анна Александровна Полякова — и режиссеры, и ведущие,  и артистки. И всегда должно быть только хорошее настроение. Кто из читателей захочет общаться с надутым библиотекарем?

Проводя мероприятия, мы не гонимся за численностью аудитории, нам важно содержание. Обычно участвуют 20-25 человек, я считаю, что это самый оптимальный вариант. Чтобы, как в школе: каждый в поле зрения ведущего, каждый должен поучаствовать и отложить самое ценное в памяти и сердце.

— Вы тесно работаете с Подвязновской школой. Что роднит библиотекарей с педагогами?

— И мы, и они — энтузиасты своего дела. Мы много внимания уделяем работе с детьми по двум причинам. Во-первых, они составляют почти половину нашей читательской аудитории, во-вторых, чтобы став взрослыми, они по-прежнему ощущали тягу к общению с книгой, друзьями именно в библиотеке.

Внимание к детям — забота о будущем

— Наталья Геннадьевна, дети и подростки — основной контингент читателей во всех сельских библиотеках. Как у вас организована работа с ними? Планово или от случая к случаю?

— Верстаем план в общих чертах сразу на весь год. Учитывая стремление детей к самовыражению, включаем в мероприятия разнообразные формы, чтобы степень участия ребят была максимальной. Это конкурсы, викторины, игры, театрализованные сценки, кукольные инсценировки. Наши юные читатели исполняют стихи и песни, танцуют, готовят поделки — все это привлекает детей в библиотеку.

— Назовите хотя бы некоторые мероприятия. Может, кому-то из библиотекарей района это пригодится.

— Пожалуйста. «Согреем зимушку!» — день снега и Крещение, «Отпускать Новый год никуда мы не хотим!» — к 14 января, «Сувенир для папы» — к 23 февраля, «Читаем стихи Михаила Дудина» — в честь 100-летия поэта, «Самые полезные детские писатели» — международный день детской книги, видеоликбез «Стихи и сказки белорусских писателей» — Дни Белоруссии, акция «Кораблик Победы» — к Дню Победы.

Летом часть мероприятий проводим на улице. «Детские глазки открыты для сказки» — в честь Дня защиты детей, «Стихи у памятного знака» — в День памяти и скорби, праздник «День солнечных братьев и сестричек». С началом учебного года возвращаемся в библиотечный зал. В День знаний проводим театрализованное представление, к дню рождения Сергея Есенина устраиваем урок «Есенин и музыка».

— Уроки, как в школе?

— Библиотечные уроки у нас  дети любят. Для первоклассников проводим  «Путешествие в страну Читалию», ребятам постарше устраиваем кукольное музыкальное представление «Путешествие по стране Журналии», затем мастер-класс «Мой читательский дневник».

Часть мероприятий летом проводим вместе со школьным лагерем. Для детей вне лагеря и приехавших на каникулы к бабушкам и дедушкам ежедневно работает летний читальный зал под девизом «Читаем. Играем. Знакомимся». Здесь ребята играют в настольные игры, читают журналы, участвуют в виртуальных экскурсиях и викторинах. Прошлым летом мы провели для них двенадцать массовых мероприятий, а всего за год для детей — более сорока, в них приняли участие 1150 человек.

— Наталья Геннадьевна, расскажите еще об одной форме работы с детьми, которой пока нет, по-моему, в других библиотеках района. Об арт-терапии.

— Все-то вы, журналисты, знаете…

Да, это сейчас одно из актуальных и интенсивно развивающихся направлений: терапия посредством искусства. Направление подкупает своей первоначальной простотой, отсутствием противопоказаний, однако при всей кажущейся легкости — это сложная работа, и использование методов арт-терапии требует серьезных профессиональных знаний.

У нас с ребятами и родителями занятия проводит Таиса Владимировна Киселева, имеющая медицинское образование и опыт работы. Ребята уже рисовали блюдо, с которым они себя ассоциируют, свою семью изображали в виде цветов, выполняли задание по ассоциации эмоций с цветом. А начинали с того, что на листке бумаги чертили, закрыв глаза, что на ум придет. Кто кривые линии, кто углы или овалы. А потом из хаотичного рисунка вместе с руководителем старались найти что-то вразумительное и дорисовать его так, чтобы получился предмет, животное, цветок, — в общем, у кого что. 

Казалось бы, что за нелепица! Но для медика арт-терапия — это диагностика душевного состояния ребенка, наличия определенных проблем, в том числе в семье. Занятия помогают, способствуют развитию ума и творчества. 

— Всех ли желающих принимают на такие занятия?

— Конечно, к нам даже из Иванова приезжают детки с родителями. По субботам, начало в 12 часов.

— Очень интересно. Спасибо, Наталья Геннадьевна, за полезную информацию.

Беседовала Галина ДЕМИДОВА