Домой Газета Быль и небыль Добротворского

Быль и небыль Добротворского

Вот уже много лет Борис Добротворский известен в г.о. Кохма своими прозаическими книгами и стихотворными баснями. Источником вдохновения автор выбрал для себя свои воспоминания о…

Вот уже много лет Борис Добротворский известен в г.о. Кохма своими прозаическими книгами и стихотворными баснями. Источником вдохновения автор выбрал для себя свои воспоминания о детстве и юности. Одна из его книг «Петькины рассказы» даже получила одобрительные отзывы Ивановской писательской организации.

Я побывал в гостях у этого талантливого человека, чтобы расспросить о недавно изданной книге «Грешник», которая оказалась совсем непохожа на предыдущие работы автора. Сюжет книги, которую он писал 20 лет, автор посвятил послевоенным годам XX века (1946 — 1955 гг.)  и царившей тогда преступности. Две ночи я читал эту книгу с большим интересом, и у меня возникла масса вопросов об обстоятельствах и героях самой книги. «Неужели это правда?» — возникло в моей голове. Давайте спросим самого автора об этом.

Борис, Николаевич, у вас вышла книга «Грешник», что вы можете сказать о ней?

— Ну что я скажу? У меня есть такая привычка записывать все, что происходит в моей жизни. Но эти записи все разрознены и их надо было как-то объединить. Вот я и решил сформировать книгу, но в рамках сюжета я переплел правду с вымыслом. И я придумал полковника Грома. Он главное действующее лицо. Но остальные герои были списаны с живых людей. Почти все реальные люди, кроме этого Грома. Но он объединил характеры всех, кого я знал.

Получается, что полковник Гром — собирательный персонаж?

— Собирательный. Было несколько таких людей, которых я знал. Тут и милицейские работники, и мои знакомые, чьи самые лучшие черты я внес в этого героя.

А кого представляет полковник Гром? Кто он? Герой, на которого нужно равняться?

— Вообще, он начальник милиции. Положительный персонаж. Он следователь и я хотел показать его работу. В моем представлении так должны работать следователи. Но в моей книге много ошибок. В жизни, конечно, все не так. Я не показал ту систему, как они на самом деле работают, мне она неизвестна. Просто я изобразил, на свой взгляд, как это могло быть. И, конечно, это книга не для детей. Ее могут читать сотрудники полиции, я думаю, она будет им интересна.

— В вашей книге «Грешник» есть повесть «Плесень», по своему объему и многочисленным героям она похожа на роман. Откуда такое название?

— «Плесень» — это метафора, которая объединяет всех воров, бандитов послевоенного времени. Но если в наши дни создаются целые кланы, то бандиты того времени воровали для того, чтобы выжить. Не было в них такого, как сейчас — страсть к накоплениям. У них было так: награбили — пожили и все.

Но все равно это плохо?

— Плохо. Я поэтому и назвал повесть «Плесень». Первоначально я хотел назвать «Сорняки».

Все-таки, Борис Николаевич, мне бы хотелось узнать, что в вашей книге правда?

— Герои все у меня реально живущие когда-то люди, просто я изменил фамилии, но имена оставил настоящие. И все эпизоды по воровству тоже из жизни. Вот взять хотя бы ограбление магазина — все это было. Но я начал с моего брата. В повести он у меня под именем Витька. Он на самом деле попал в такую банду и стал зависим от них. И случай, что я там описываю, был реальный. Как суд был, как в тюрьму ходили к нему с матерью — все это было.  А Валька Щавель был его другом. Он сотрудничал с милицией и был наводчиком, но оказался бандитом. Он хотел стать главой банды и тех, кто ему мешал, он сдавал милиции. Страна поднималась из руин, и бандитизм тоже поднимался. Вот он и создал свою банду, а всю мелкую шелупонь с помощью милиции убирал, и сам оставался в стороне. Но потом все это выяснилось. Так что многие эпизоды здесь правда.

Мне Витьку было очень жаль, когда его посадили. Когда вы описывали его внутренний монолог на суде, то намеренно хотели вызвать жалость у читателя?

— Это просто так получилось у меня. Но он не заслуженно отсидел в тюрьме, причем больше всех. Но он все равно участник. Он был все время на подхвате. Сам он серьезных дел не делал, но его это не оправдывает. Я его и не оправдываю. Он как брат и мне насолил не мало.

А вот Петька — это кто получается?

— Петька — это я. У меня уже есть книга «Петькины рассказы», поэтому я не стал менять это имя. Потому что и в той, и в этой книге воспоминания из моей жизни, и они связывают эти две книги. В «Петькиных рассказ» у меня есть рассказ «Дорога», как мы к брату ездили с матерью на поселение в Коми, только там я дал ему имя Федька.

Валька Щавель прибил своего отчима Никанорыча из-за золота?

— Это уже моя выдумка. Но такой человек (Никанорыч) действительно был. Он не отец — очередной бандит, но более крупного масштаба. В свое время Валька Щавель умудрился побывать на фронте. И он встретился с этим «батькой». И началось с того, что этот «батя» работал у нас на фабрике, где ситец обрабатывали. Он работал палильщиком, печь разжигал. И ему отрезали голову. Его похоронили со всеми почестями. Но после прошли слухи и от милицейских работников, что он не тот, за кого себя выдавал, а какой-то фашистский прихвостень. Ну, а я довел эту мысль почти до фантастики, что он в концлагерях работал. И это убийство я повесил на Щавеля. Потому что мне нужно было показать его действия на фронте. И как Щавель хвастал о том, как он воевал, а на самом деле он и не был на фронте. Он мечтал попасть. В то время вся молодежь мечтала попасть на фронт, чтобы фашистов бить. Но он сошелся с этим бандитом Никанорычем, и сам стал бандитом. Но я не знал всех подробностей, и поэтому тут уже моя фантазия.

А если вдруг эта книга попадет в руки школьника? Он на примере этих героев может чему-то научиться?

— Конечно! Здесь эта цель и преследуется. Что нельзя так делать. Друзей надо тщательно выбирать. Можно сказать, что моя книга воспитательная. Но, вообще, каждая книга чему-то должна учить.

Борис Николаевич, вы уже много лет живете с Ниной Ермолаевой, которая тоже пишет рассказы. Вам она как-то помогала в написании данной книги?

— В то время Нины еще не было, когда я писал эту книгу. Просто, когда я стал членом Кохомского литературного объединения «Радуга», то решил публиковать свои сочинения. Но когда я писал книгу «Грешник», то все держал в секрете от всех. Сейчас вот мы с Ниной живем вместе, и она меня понимает, потому что я пишу, она пишет. У нас обоюдные мысли, мы друг друга понимаем. А с женой, когда я жил, я, конечно, жил не плохо, счастлив был, но мою писанину она не воспринимала. Она думала, что это просто хобби. Я давал ей читать, но она многое не читала, а если и читала, то в серьез не воспринимала. Поэтому я так поздно стал печататься.

Беседа с Борисом Добротворским оказалась продолжительной, но интересной. Оказалось, что автор настоящий гурман. Я с удовольствием попробовал великолепные блюда, которые он приготовил по своим рецептам, а Нина Ермолаева с удовольствием ему помогала. Когда-то художник Пабло Пикассо сказал, что «вдохновение приходит во время работы». А у Бориса Добротворского все иначе, его вдохновение приходит во время приготовления вкусных блюд, и именно так появилась на свет книга «Басни».

Мне хотелось бы пожелать автору продолжать и дальше писать новые книги, и, я думаю, такая книга, как «Грешник», найдет своего читателя, и может для кого-то станет предупреждением в том, что жизнь не азартная игра, а путь, который нельзя пускать на самотек.

Максим ЗИМИН