Безопасность детей в интернете

Безопасность детей в интернете

Мы можем часами проводить время в интернете, пытаясь найти нужную информацию. Но кроме полезных данных, в сети полно вирусов, мошенников  и нецензурных материалов. Особенно важно оградить своего ребенка от угроз интернета.

В интернете есть множество угроз, которые могут повлиять на психическое здоровье вашего ребенка. Некоторые из  этих угроз безвредны для взрослого, но для ребенка могут быть опасны.

Многие думают, что знают все, чем занимается их ребенок в сети, однако, как показывает практика, родители далеко не всегда осведомлены о том, что делает ребенок в интернете.

 Угрозы

Сайты «для взрослых» — эти сайты могут содержать порнографию, сцены убийств и насилия,  пособия по самоубийству, способы создания оружия или взрывчатых веществ и т.д. К сожалению, такие сайты составляют очень большую долю в интернете (по некоторым данным, до 40% всех сайтов содержат подобные материалы).

Социальные сети — данные виды сайтов очень популярны среди детей и подростков. У большинства детей есть своя страничка в социальной сети, а то и несколько. Кроме безобидного общения и обменом фотографий, дети могут столкнуться с оскорблениями и унижениями со стороны других пользователей. Подростки могут рассказать неизвестному человеку личную информацию (свой адрес, время, когда родителей нет дома).

Мошенничество — существует много способов мошенничества и вымогания денег в интернете. Многие взрослые понимают, где нормальные сайты, а где мошенники, но дети могут и не различить этого. Можно попасть на сайт, на котором вас попросят ввести номер телефона, для скачивания материалов. Указав номер телефона, мошенники зачастую подключают услуги на ваш телефон или же могут снять деньги со счета.

Онлайн игры — ребенок может проводить в онлайн играх часы своей жизни. Он теряет коммуникационные сайты, отвлекается от учебы. Кроме того, во многих бесплатных игра нужно покупать дополнительные опции и предметы. Таким образом, можно потратить очень много денег. Постепенно возникает своеобразная зависимость от игры — обязанность ежедневно заходить в игру и получать за это игровые «плюшки».

Вирусы — конечно, поймать компьютерный вирус может любой человек, взрослый или ребенок. Но, например, если ребенок поймает баннер-блокировщик, то  он может потратить много денег. Испугавшись, что родители накажут его, он сделает все как сказано в баннере, чтобы убрать его, и вы об ничего не узнали.  Естественно деньги уйдут в никуда и баннер не исчезнет.

 Безопасность

«Лаборатория Касперского» — одна из крупнейших в мире компаний, работающих в сфере информационной безопасности, советует проводить время за компьютером всей семьей. Попросить детей рассказывать обо всем, что вызывает у них неприятные чувства или дискомфорт при посещении интернета. Ограничьте материалы, доступные детям через компьютер, в этом вам помогут многие антивирусные программы, в которых есть такая функция, как «Родительский контроль». Чаще подростки сидят в интернете с планшетов, телефонов, реже со стационарного компьютера и ноутбука.

Объясните детям, что им разрешено, а что запрещено делать в интернете. Например, совершать различные покупки без разрешения взрослого. Если детям разрешено использовать программы мгновенного обмена сообщениями или посещать интернет-чаты, расскажите им об опасностях общения или отправки сообщений людям, которых они не знают и которым не доверяют.

Есть хороший пример — школьные сайты. Есть сайты, которые действительно созданы, как единое информационное пространство для педагогов, учеников и родителей, а есть сайты, которые созданы очевидно для галочки, потому что они должны быть, и там действительно вроде вывешена вся информация, которая должна быть на школьном сайте… но никакой жизни нет.

Многие родители часто жалуются на то, что подросток «зависает» в соц.сетях или онлайн-играх. Чем обусловлена такая зависимость? Нехваткой общения? С этим вопросом мы обратились профессиональному психологу Кириллу Морозову, он курирует в основном подростков от 15 лет, но на консультации приходят и дети младшего возраста.

— Практически у каждого есть доступ к сети. У родителей, как правило, нет времени на детей и им предоставляется возможность лазить там фактически без присмотра. А когда кто-то из родителей через пару лет все-таки решается стать поближе с ребенком, то замечают, что очень сложно отвлечь его от виртуального пространства. Там иллюзия свободы, яркой жизни и разные возможности. Смотрят все подряд или ту тематику, которой заинтересованы окружающие его товарищи. Был случай, когда парень десяти лет мне рассказывал, как он хочет зарабатывать деньги в своем возрасте: лазить по высоткам, свисать через ограждения и снимать видео, ему будут платить на YouTube 5$ за 1000 просмотров… Абсолютно отсутствует страх перед гибелью, но это как раз относительно норма для их возраста… Когда гормоны начинают играть с 13 — 14 лет, идет порнография и различные ролики, фильмы, противопоставляющие себя обществу и мнению окружающих… За интернет-пространством ребенка нужно внимательно следить, не пускать всё на самотек.

 Дети и родители

— У меня дочке 11, конечно, она прилично времени уделяет интернету, я бы даже сказала, она с ним очень дружит. Сидит в ВКонтакте, в Одноклассниках, ведет блог на YouTube. Я ее постоянно контролирую, смотрю все, что она выкладывает, проверяю, не сидит ли во всяких группах типа «Синий кит» и периодически читаю переписки. У меня есть пароль от ее страницы, надеюсь, она об этом не узнает, — смеется Елена, мама общительной школьницы.

Мне стало интересно узнать, что же думают на эту тему сами школьники.

— У меня время на интернет совсем нет. Конечно, у меня есть страничка ВКонтакте, но я редко там бываю. В основном захожу, когда надо подготовить что-нибудь дополнительное по урокам. Я много занимаюсь спортом, все время съедают тренировки, — рассказала старшеклассница Надежда.

— О, я часто бываю в соц.сетях. У меня странички есть в ВКонтакте, Одноклассниках, Twitter, Instagram, YouTube. Почти все друзья там. Подписана на множество групп, там есть и кулинарные рецепты, и прически на каждый день, музыка, фильмы — всё нахожу там. Отдельно по сети почти не хожу, — поведала мне ученица 7 класса.

И поговорила еще с несколькими школьниками, и в принципе всё становится однозначно. Если у ребенка есть какое-либо дело, которым он очень сильно увлечен (спорт, музыка, танцы и т.п.) времени на интернет у него практически не остается. Если же ничего такого нет, то свое время он тратит на соц. сети и онлайн-игры. Нельзя сказать, что это хорошо, но и ничего плохого я в этом не вижу. Опрошенные мною школьники практически все сказали, что у них на компьютерах стоят антивирусные программы, денег на игры или товары сами они не тратят, предпочитая спрашивать такие вещи у взрослых. Но многие участвуют в бесплатных розыгрышах товаров, часто проводимых в соц.сетях. Не все группы таких розыгрышей действуют бескорыстно, иногда просят заранее оплатить доставку «выигрыша». Школьники сейчас гораздо более недоверчивы, они начинают советоваться друг с другом, спрашивают мнение ближайших родственников и чаще не ведутся на такие заманивания.

Но это речь идет о старшеклассниках — от 7-8 класса. Интернет же доступен детям чуть ли не с первого класса. Я считаю, время в интернете в начальных классах надо жестко контролировать и по возможности находится рядом с ребенком. Тогда просто не останется времени на «левые» странички и школьник будет стараться успеть посмотреть действительно важные ему вещи.

Наталия ВОЛКОВА