Домой Газета Четверть века в ритме

Четверть века в ритме

Народному хореографическому коллективу из Богданихи исполнилась 25 лет. Сегодня мы вспомним историю коллектива, который по праву считается гордостью Ивановского района, и людей, которые создавали ее.

«Ритм» был создан в 1994 году. С тех пор изменилось многое. Выросли дети, появились новые танцевальные направления, в хореографическом мире зажглись новые звезды. Но кое-что осталось прежним — танец по-прежнему помогает детям находить и выражать себя. Для школьников из Богданихи «Ритм» — это не просто кружок по танцам, это возможность увидеть мир во время поездок в другие регионы на выступления, познакомиться на фестивалях с множеством интересных людей и раскрыть способности, о которых не подозревал.

«Ритм» — первый состав

Правая рука

Бессменным руководителем «Ритма» остается Елена Рыбакова. Но на протяжении последних 25 лет в команде трудилось немало замечательных людей, которых тоже стоит вспомнить по случаю юбилея.

Например, значительная часть истории «Ритма» связана с именем Евгении Муратовой. Талантливую девочку Елена Ивановна заметила еще в те годы, когда вела кружок аэробики в Кохме. Став педагогом дополнительного образования, поняла: Женю надо забирать в коллектив. Несколько школьных лет Евгения танцевала в «Ритме», а потом решила поступить в университет и забыть про танцы. Елене Ивановне, прочившей ученице успешное будущее балетмейстера, было непросто отпустить Женю, но выбора на тот момент не было. Однако судьба решила по-своему: поступить в университет девушке не удалось. Со слезами на глазах она рассказала об этом Елене Ивановне, а та улыбнулась и направила Женю туда, куда, наверное, и вела ее жизнь, — на хореографическое отделение училища культуры. Евгения Муратова стала первой из учениц Елены Ивановны, которая стала ставить танцы самостоятельно.

В качестве балетмейстера Евгения проработала в «Ритме» более 10 лет. Многие танцы, поставленные Евгенией Муратовой, вспоминают до сих пор: например, номер «Пацаны», удостоенный в 2013 году на конкурсе во Владимире приза за лучшую балетмейстерскую работу, или «Плач земли», посвященный войнам и небрежному отношению к природе.

Первый состав на юбилейном концерте

Это судьба

Однажды для Елены Ивановны и Евгении Муратовой пришло время расставаться. Но по очень хорошей причине: Женя встретила свою любовь и приняла решение перебраться в Москву. Сейчас у нее своя студия современной хореографии «Образ».

А избранником Евгении Муратовой стал еще один выпускник «Ритма» — Илья Свинкин (Королев). В свое время он ушел в армию и попал в ансамбль песни и пляски ракетных войск стратегического назначения «Красная Звезда». С этим коллективом объехал всю страну, неоднократно выступал за границей. Получил высшее хореографическое образование и сейчас вместе с женой развивает хореографическую студию в Подмосковье. А начиналось все здесь, в Богданихе, в стенах обычной деревенской школы.

Вообще, в истории «Ритма» очень много любопытных совпадений, про которые часто говорят: «Судьба…» Например, почти все балетмейстеры уходили из коллектива по одной и той же причине: встречали любовь и переезжали в другой город. А кому-то работать в Богданихе мешали жизненные обстоятельства, но проблемы удивительным образом решались….

Симфония ночного неба

Когда Евгения Муратова уехала в Москву, коллектив обновился едва ли не полностью. Очень помогала Елена Ивановне в тот период Дарья Кузнецова (сейчас — Бойко). Через год Дашу сменила Виктория Савченко. С ее именем в «Ритме» были связаны следующие несколько лет. Говорят, дети так привязались к Виктории, что, когда она уезжала в Санкт-Петербург, приехали на вокзал провожать…

Еще одним ярким балетмейстером «Ритма» была Мария Михалева. Она пришла в коллектив в период декретного отпуска Евгении Муратовой. За плечами Марии была сильная школа хореографии — она занималась в известном ивановском коллективе «Нон-стоп». Благодаря девушке ребята из «Ритма» познакомились с новым для себя направлением хореографии — модерн.  Это направление востребовано до сих пор, а на тот момент оно задавало ритм развитию танцевальной мысли. «Разбойничьи забавы», поставленные Марией Викторовной, «Ритм» танцует до сих пор. А самым красивым номером, основанным на хореографии модерна, стала, пожалуй, «Симфония ночного неба». Номер производил большое впечатление на конкурсах за счет мощного сочетания хореографии, музыки, ярких костюмов.  Возможно, однажды коллектив восстановит эту постановку.

Авторская хореография

Сейчас в «Ритме» занимается около 70 детей. Последние годы балетмейстером коллектива работает Юлия Нечаева. Она привнесла в постановки «Ритма» принципы иммерсивного театра — когда в происходящее на сцене вовлекается зритель, когда он становится частью действия. Например, номер «Выжившие» получил Гран-при на городском конкурсе «Утренняя звезда» и диплом лауреата II степени в танцевальной программе «Натанцованные мысли» фестиваля современного искусства «Первая фабрика авангарда».

«Мы стараемся всем детям давать школу: классический танец, русский танец и современная хореография. На конкурсах выступаем в современном стиле, — рассказывает Юлия Нечаева. — Из танцевальных направлений мне ближе всего авторская хореография — смесь всех стилей, хореографические эксперименты. Я за то, чтобы не быть похожими на других, делать что-то свое, новое, запоминающееся». Среди планов на будущее — поставить танец-спектакль, сильный и яркий мюзикл. «Очень хочется, чтобы однажды нас заметили и пригласили выступить на масштабном  мероприятии или в телевизионном проекте. Жаль, пока нет популярных телешоу, ориентированных не на солистов, а на детские танцевальные группы», — говорит Юлия Нечаева.

Юлия Нечаева

«”Ритм” — это мы»

С желающими танцевать в Богданихе и Кохме сейчас проблем нет. Однако есть дети, которые приходят в танцевальный коллектив ненадолго, потому  что не готовы выдерживать большие нагрузки. «Неважно, в каком возрасте ты начинаешь танцевать: были случаи, когда человек начинал в 16 и становился всемирно известным танцором, — отмечает Юлия Нечаева. — Однако очень важно, сколько усилий ты приложишь. Как говорил мой педагог, выживают сильнейшие».

Секретом успеха «Ритма» (все-таки огромное количество коллективов, которые были созданы в тот же период, давно прекратили свое существование), Юлия Нечаева называет феноменальную сплоченность. «Вот уже много лет у нас звучит фраза: «Ритм» — это мы», — рассуждает балетмейстер. — Мы — это не только дети и педагоги, но и мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестры, коллеги и знакомые. Все, кто нам помогает на протяжении 25 лет — это огромная семья. Если бы этой поддержки не было, неизвестно, прожил бы коллектив такую большую и интересную жизнь или нет. Хотя 25 лет — это не так и много. Это самое начало….»

Евгения КОЧЕТКОВА