Домой Газета ЗАБЫТОЕ СОСЛОВИЕ. ЧАСТЬ 2.

ЗАБЫТОЕ СОСЛОВИЕ. ЧАСТЬ 2.

«… служилые люди с басурманы за православную хрестианскую  веру и за наше государство бились и кровь свою пролили и головы свои поклали, а иные в…

«… служилые люди с басурманы за православную хрестианскую  веру и за наше государство бились и кровь свою пролили и головы свои поклали, а иные в полон пойманы, ЧТОБЫ  ПОБИТЫХ   И  ПОЛОНЕНЫХ   ДОРОДСТВО И КРОВЬ  НИКОЛИ  В ЗАБВЕНЬИ НЕ БЫЛИ» (из письма царя Михаила Федоровича   Романова в 1643 году ливенскому воеводе Бутурлину…».
В переводе на современный язык эта цитата звучит примерно так: чтобы убитых и взятых в плен мужество и пролитая кровь никогда забыты не были…

Служилые люди – дети боярские

Жизнь служилого человека была  тяжелой и опасной. Обязанностей у дворян оставалось гораздо больше, чем прав. В случае их плохого выполнения   дворянин с лёгкостью мог лишиться имущества  и даже жизни. Дворяне отнюдь не богатели за счет своих крепостных крестьян. Лишь некоторые из них не являлись на весенние призывы по «нерадивости».

Работая с писцовыми книгами первой половины XVII века, удивлена была, что  женщины несколько раз выходили замуж – два-три брака, иногда  и до четырех браков доходило. Череда повторных браков – распространенное явление этого времени.  Мужчины рано обзаводились семьей, но и рано уходили из жизни (война собирали свои жертвы). Потому молодые (и не очень) вдовы снова выходили замуж, рожали детей.  С трудом докапываешься до девичьей  фамилии женщины через череду новых браков. Почему так происходило?  Дети боярские, особенно средней руки, так называемые «городовые», т.е. прикрепленные к какому-нибудь провинциальному городу, гибли  на полях сражений  часто. Потому так много вдов на страницах писцовых книг, н-р: «вдова ФедОра Ивановская  жена Шеховского…» или «вдова Лукерья Иванова жена Линева с сыном Степанком»

Несмотря на то, что дворянство в XVII в. превратилось в тот слой, из которого рекрутировались государственные служащие всех уровней, правящим слоем его нельзя считать. Он оставался политически безгласным и зависимым от государства в бытовом плане.  Поместья выдавались государством служилым людям  только на время службы, по наследству не передавались. Но сын, бравший на себя служебные обязанности отца, мог оставить поместье за собой. С юридической точки зрения  право собственности состоит из трех элементов: владения, пользования, распоряжения. Помещик мог пользоваться и владеть, но распоряжалось, в конечном счете, только государство.   Размеры поместья и денежного жалования для каждого служилого человека определялись  индивидуально.
Раздачу земли осуществляли Поместный, Разрядный приказы, приказ Большого дворца, Малороссийский, Новгородский и др., то есть те, в распоряжении которых находился служилый человек. Пожалование представляло собой выдачу жалованной грамоты и запись в приказной книге.

Зимой, когда военные действия не велись, дворяне жили в своих поместьях.
В течение первой половины XVII в. дворянство стремилось повысить статус своих поместий и, в определенной степени, ему это удалось. С 1611 г. часть поместья стала выделяться вдовам и дочерям «на прожиток».  В случае выдачи дочери  замуж за человека, принимающего на себя служебные обязанности  отца, поместье сохранялось за новой семьей. Но материальное положение провинциального  «сына боярского»  оставляло желать лучшего.
В случае смерти сына боярского его родные получали  лишь часть его поместья в виде пенсионного обеспечения в связи со смертью главы семьи; если сын боярский
— убит в сражении, то с со 100 чети его оклада — 20 чети полагалась его вдове и по 10 чети его дочерям ( в прожиток — т.е это своего рода пенсионное пособие , чтобы вдова  могла свое прожиточное поместье 20 чети кому- либо сдать, или продать, или кормиться с него до своей смерти , а дочери могли бы своим прожиточным поместьем в 10 чети воспользоваться как приданным при  замужестве )
— умер в полку — ( т.е не убит на боле боя , но все же умер в военном походе от болезни или других причин ) — то вдовам давали 15 чети — в прожиток , а дочерям по 7 чети
— умер дома  — то вдовам давали в прожиток 10 чети, а дочерям по 5 чети .
Так, в 1633 г.  государю били челом даже московские дворяне (то есть высший слой дворянства), что на войну идти не могут, так как у одних нет земли, у других есть – да без крестьян, у третьих – крестьян по 5–6 душ. Правительство эти челобитные внимательно изучило и пришло к выводу, что помещик может служить только с 15 крестьянами. Сами же служилые люди доказывали, что у каждого из них должно быть не менее 50 крепостных. Из челобитных 1641 г. видно, что многие провинциальные дворяне были настолько бедны, что шли в холопы к более богатым дворянам. В середине XVII в. 38,4% дворян оставались беспоместными, 58,2% – мелкопоместными.

Местные землевладельцы

По данным исследователей (Готье Ю.В.),  в писцовых  книгах Суздальского уезда 1627/28—1629/30 гг. письма Михаила Трусова и Федора Витовтова, сохранившихся в копии последней трети XVII в.,  упоминается более трехсот  родов (фамилий)  землевладельцев. Здесь и вотчины боярина  князя Ивана Ивановича Шуйского, и  вотчина боярина  князя Дмитрия Михайловича Пожарского  и особенно крупнейшее для региона торговое село Лежнево (62 двора) – вотчина боярина  князя Ивана Борисовича Черкасского. Но мы расскажем только о судьбе представителей тех фамилий, которые  были владельцами населенных пунктов  нынешнего Ивановского района.
Это род КАБЛУКОВЫХ, живший на территории нашего края с 15 века, в их владении были  многие  населенные  пункты — Юрьевское, Кочнево, , Княжево (что находилось рядом с нынешним Егорием),  и другие, но вотчиной было Храброво (Хороброво);
РЕДРИКОВЫ (сельцо Княгинино (оно же  Талица), Малышкино, Федорково, Юркино и др.),
ЛИНЕВЫ (владения  на рубеже XVI-XVII —  Беляницы, Говядово, Курьяново, Афанасово, Конохово и др.),
БЛУДОВЫ, которым принадлежали  Балахонки и еще целый ряд деревень и пустошей,
ЕРШЕВСКИЕ, чьей родовой вотчиной было Бибе/и?рево,
ПРОТОПОПОВЫ (сельцо Авдотьино, Кривцово, Подъельное,Дмитрово, Запрудное и др.),
КАЗИМЕРОВЫ (Семеновское, Сидоровское,  Хребтово, Иванцево, Котцыно, Спасское  и др.),
и огромный многочисленный род КАЙСАРОВЫХ (Анкудиново, Алфимово, Конохово, Кулиги, Шуринцево, Ясюнино и др.)
ТЕПРИЦКИЕ (село Брюхово,   Буньково),
ГОЛОВИНЫ (Беркино, Дьяково, Поляны, Оголиха, Зыбино и др.)
Примеч. автора: так как объем материала велик,  разделим его на несколько частей,  отводя каждому роду отдельный рассказ.

«Бунташный»  век

XVII век современники  называли  «бунташным».  С  какими  событиями  этого  непростого столетия  в истории России и ивановского  края оказались связаны  герои нашего повествования?  Начался век со страшного голода,  длившегося три года. Причиной его  стали теплая зима 1600/1601 г., проливные дожди летом 1601 г. и наступившие вслед за этим ранние (летние) жестокие морозы. Голод  оказал огромное влияние на обострение социальных противоречий внутри страны. Осенью 1601 г. начали резко подниматься цены на сельскохозяйственные продукты. Тогда же последовал указ Бориса Годунова об установлении государственных цен на хлебную продукцию и пресечении спекуляции хлебом. Однако правительству не удалось достичь поставленных целей. Цены не снижались, бедняки отнимали хлеб у продавцов и часто убивали их. Положение ухудшилось летом 1602 г., когда ни озимые, ни яровые посевы не дали всходов. Небывалых размеров достигла смертность (около трети всего населения). В Москве от голода погибли более 120 тысяч человек.  Время с  начала XVII века и до 1613 года  (а чаще и до 1618)  называют  Смутным  временем. В этот период  в России  среди внутренних смут и неурядиц   много разных дел переделалось и много совершилось быстрых политических переворотов. Города восставали против центральной власти, православная церковь раскололась. За период с 1598 до 1613 годы в стране сменилось шесть правителей.
С кончиной царя Федора  Иоанновича, сына Ивана Грозного, прекратилась власть династии Рюриковичей. Недолго правил   Борис Годунов, мечтавший улучшить отношения Московского государства с европейскими странами, поцарствовал два месяца сын его Федор; блеснул, как метеор, отважный авантюрист самозванец Гришка Отрепьев, посидел на престоле Василий Шуйский, сунул нос на русскую землю еще один претендент на русский престол — королевич Владислав, и, наконец,  взошел на царство первый Романов, выбранный на Земском соборе, — 16-летний  Михаил Феодорович . Смута многое поставила  с ног на голову, превратив измену в достоинство, верность – в пустое упрямство. Бояре метались из одного лагеря в другой, и трудно сегодня разобраться в их побуждениях и мотивации.  Стремительная смена событий тех лет  изменила  судьбы  жителей Суздальского уезда.

События Смутного времени не обошли Ивановский край стороной. Так странствующий чернец Гришка Отрепьев (будущий царь-самозванец)  целый год служил в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале, затем двенадцать недель в Спасо-Кукоцком монастыре села Сербилово (в нескольких километрах от Гаврилова-Посада).  Князья Шуйские тоже тесно связаны с нашим краем. Род Василия Ивановича Шуйского, избранного   царем после  убийства Лжедмитрия I в Москве,    шел от суздальских князей, владевших старинными селами Васильевское, Парское, Палех и многими другими. В 1609 году, уже при   Лжедмитрии II многие города, не разобравшись в обстановке, в очередной раз поверили и присягнули очередному самозванцу. Среди них были Шуя, Юрьевец, Лух. Суздальский изменник,  воевода Ф. Плещеев в своем письме польскому гетману Яну Сапеге в феврале 1609 г. подробно описывает поход казаков и поляков из полка полковника Александра Лисовский  для захвата Плеса, сел Иваново и Кохма. Затем именно из этих сел совершались грабительские набеги на окрестные поселения.
Среди дворян, сохранивших верность законному царю Василию Шуйскому, был Федор Васильевич Боборыкин. Он был послан из Москвы на Волгу для объединения народных отрядов. В Юрьевце ополченцев возглавил Федор Красный, имевший чин чарочника. Русское войско направилось на Шую, но, не дойдя до города, вступило в бой. Больше полдня около села Дунилово 11.02.1609 г. шла битва. Ополченцы разбили войско тушинцев. Изменник Ф. Плещеев бежал в Суздаль.17 февраля под стенами Суздаля объединенные отряды Лисовского, Плещеева и Юрьев-Польского воеводы Ф.М. Болотникова разбили ополченцев. После этого Лисовский штурмом занял Шую и Лух. Также был захвачен и Плес. В марте  1609 года польские и казацкие отряды захватили и выжгли Холуй и Стародуб. В мае этого же года поляки и отряды изменников встретили упорное сопротивление мужественных защитников  Кинешмы под руководством воеводы Федора Боборыкина. После гибели воеводы и большей части воинов  поляки ворвались в город. Ополченцы отступили к Преображенскому собору. В нем заперлись женщины, старики и дети. Польско-литовские интервенты убили защитников и сожгли храм вместе с укрывшимися в нем людьми. Город был сожжен и разорен. Известны ивановцам и имена кн.  М.В. Скопина-Шуйского ( Родовой вотчиной этого княжеского рода являлось село Кохма, и, по мнению историков, свои юношеские годы будущий полководец провел здесь, на берегах Уводи), и  кн.Дмитрия Пожарского, встретившегося с Кузьмой Мининым осенью  1611 года в селе Мугрееве-Никольском  и  возглавившего войско ополченцев.
События, связанные с походом  королевича Владислава на Москву и обороной столицы в 1618 г., явились важным моментом русской истории послесмутного времени, когда решалась судьба российской государственности. Весной 1617 г. польская армия во главе с королевичем Владиславом, претендовавшим на русский престол, двинулась в пределы России.  К осени 1618 г. войска Владислава подступили вплотную к русской столице. 20 сентября польская армия расположилась лагерем у знаменитого села Тушино. Одновременно к Москве на помощь королевичу шел с Украины во главе 20-тысячного запорожского войска гетман Сагайдачный, которому удалось подойти к Москве с юга. Несмотря на внутренние трудности (страна еще не оправилась от «разорения» начала XVII в.; по существу, Смута продолжалась и после 1613г.) правительство царя Михаила Федоровича сумело организовать оборону Москвы и сосредоточить в столице значительные военные силы. 30 сентября войска Владислава предприняли штурм Москвы, однако все попытки овладеть русской столицей приступом окончились неудачей. Отряды королевича были вынуждены отступить. 1 декабря 1618г. в селе Деулино был подписан мирный договор. Ценой уступок ряда территорий России удалось получить жизненно важный мир на западных границах.    Заслуги московских «осадных сидельцев» были высоко оценены правительством. Помимо обычного денежного вознаграждения участники обороны Москвы так же, как в свое время и «московские осадные сидельцы» при царе Василии Шуйском, специальным царским указом получили право перевести часть своих поместий в вотчины .
Напомним, что владельцы окрестных земель  были людьми служилыми, а значит принимали непосредственное участие  в событиях. Это подтверждают документы века — Боярские списки и Роспись русского войска 1604 года, посланного против самозванца (ЦГАДА), Осадный список 1618 года и др. Вместе с тем, несмотря на голод, эпидемии, военные действия, ожесточенную борьбу за власть, народные восстания   СМУТНОГО ВРЕМЕНИ большинство городского и сельского населения России придерживалось привычного образа жизни: люди рождались и умирали, заключали браки, жертвовали церкви; крестьяне пахали и убирали урожай; ремесленники производили свои изделия; купцы торговали; продолжалось освоение Сибири…Стоявшая на краю пропасти страна справилась, народ её,  сплотившись, с помощью ополчения изгнал из русской столицы ненавистных поляков.
Если в первой половине века Россия воюет с Польшей и Швецией, то вторая половина ознаменована событиями на Левобережной Украине, которая в 1648 году при гетмане Богдане Хмельницком была введена в состав России. Много землевладельцев земли Ивановской сложили свои головы под Конотопом в 1659 году. А во время  русско-турецкой  войны 1672—1681 годов при осаде города Чигирина отважно проявили себя представители землевладельцев, фамилии которых мы указывали.
Конец века – это и восстание Степана Разина, и стрелецкий бунт в Москве в 1698 году, и приход к власти царя – реформатора, изменившего уклад жизни, Петра Первого.

Елена ФИЛИППОВА